Инстербург после битвы

Оцените материал
(0 голосов)

14 июня – 190 лет со дня битвы под Фридландом. Вследствие войны с Францией, с 1806 года для города начались несчастливые времена. События тех далеких лет можно проиллюстрировать рассказом суперинтенданта Августа Хайдемана, бывшего в то время верховным духовным лицом округа Инстербург. Его рассказ, записанный в летописи Лютеранской кирхи, днем за днем повествует о тяжелых днях для города Инстербурга.

«После поражения в битве под Ауэрштедтом в 1806 году здесь (в Инстербурге) собралось много разбитых полков прусской армии, а после битвы под Пройсиш-Эйлау (г. Багратионовск) 5 февраля 1807 года город стал местом сбора для русских войск. Под лазарет были заняты все частные дома, замок, школы и реформатская кирха. Все занято русскими ранеными. Общее количество их насчитывало 6000 солдат и унтер-офицеров, в том числе 870 офицеров. Большая часть умерла и была похоронена за городом. Число умерших от ран не может быть названо точно, так как у русских не велась регистрация смерти. После этих событий в городе появилась чума и в каждом доме были умершие от этой болезни.

17 июня 1807 года, после битвы под Фридландом (г.Правдинск), хлынул поток русских в большом количестве, минимум 4000. Однако через некоторое время они оставили город.

18 июня после обеда прибыли первые французы (гусары) на разведку, хотя в городе еще были русские, которые стреляли из окон домов. Вечером депутаты города под руководством суперинтенданта Хайдемана и бургомистра отправились в Бубайнен (пос. Бережковское) к французскому генералу Бемону просить пощады для города, при этом один француз отобрал часы у суперинтенданта. В 11 часов вечера в город вошли 200 гусаров генерала Камбасера. 100 человек остались стоять на рыночной площади. Остальные разошлись по домам, где ели и пили про запас, а также реквизировали у населения белье, полотно и другое имущество. В эту ночь с 18 на 19 июня город «потерял» еще и деньги. Различные товары, реквизированные из магазинов и лавок, стоили городу 2329 имперских талеров, проживание и пропитание французов стоило 9652 талера. Много денег было реквизировано французами у населения. Вся сумма реквизиции составила 63650 имперских талеров.

19 июня пришел маршал Ней с 12000 человек. 1000 осталась в Инстербурге, остальные разбили лагерь за городом. При этом из королевской солевой кассы было взято 1868 талеров 21 грош и 4,5 пфеннига. На саму соль в количестве 560 тонн был наложен арест, а позднее она была продана. Были также изъяты деньги из касс судов, церкви и госпиталя. Было забито и съедено более 1000 голов различного скота. Потеря была бы больше, но основная часть денег еще до этих событий была отправлена в Мемель, где располагалась резиденция прусского королевского двора. Через депутатов город передал прошение французскому интенданту Дару в Кенигсберг о расписках в получении денег и товаров. Он обещал «смелым» депутатам, но слово не сдержал. Позже, после подписания Парижского мира, деньги вернули.
Основные силы французов прошли дальше. 1000 человек из корпуса Бернадота разбили бивак на холме, около трактира Пангервиц (сейчас район ДОКа), и находились там до 28 июня. Жители города и ближайших деревень, жившие рядом с лагерем, очень пострадали от этого соседства. Французы забирали все: двери, окна, скамьи, столы, стулья, кровати и домашнюю утварь. Поставленный за несколько часов лагерь был похож на красивый, чистый городок. Порядок в нем соблюдался намного лучше, чем позднее в 1812 году, когда появились союзники. Ничего хорошего не было и при их отступлении в декабре 1812 года. Они были очень жестокими. Всего же через город Инстербург прошло 30000 французов.

Дополнительная информация

  • Источник: Инстербург после битвы (стр.110) (рассказ суперинтенданта Августа Хайдемана из летописи Лютеранской кирхи). – Полюс-Плюс, 1997, №59, 11 июня / Альманах «Берега Анграпы» 2’2006
Прочитано 12358 раз
Другие материалы в этой категории: « История на этикетках Семья Симпсонов »