Записки, веденные во время путешествия Императрицы Елисаветы Алексеевны по Германии

Оцените материал
(3 голосов)
«Покойный родитель мой, коллежский советник В.М. Иванов, имел счастье находиться в свите Императрицы Елисаветы Алексеевны во время путешествия по Германии в 1813, 1814, 1815 годах, вел записки в виде путевого журнала».
В. Иванов.
Императрица Елизавета Алексеевна.«При приближении к станции Коркальберг (29 декабря) прусские одноглавые орлы на столбах возвестили нам переход наш за границу и вступление на землю Фредерика. Здесь усердие пруссаков соорудило для въезда Императрицы триумфальные ворота, украшенные гирляндами, гербами российским и прусским и вензелевыми именами Александра и Елисаветы. У сих Государыня встречена была кенигсбергскими военными губернаторами: российским графом Сиверским и прусским генералом Застром, прибывшим сюда в сопровождении прусского конвоя. Стечение народа из окрестностей было многочисленное. У триумфальных ворот ожидали Государыню магистрат и духовенство. Одна из духовных особпроизнесла перед Императрицей краткую приветственную речь. Во время перемены лошадей шестнадцать прекрасных благородных девиц в древнем литовском наряде подошли к карете Государыни и нежным трогательным голосом пели благодарственный гимн, в коем заключалась искренняя признательность народа прусского к Императору Александру за освобождение родного края от тиранства французов и живейшая благодарность Императрице за посещение их отечества после минувших бедствий. Очаровательный мотив сего гимна, пропетого приятными голосами, и нелицемерные чувства, заключавшиеся в оном, тронули добрую Государыню и исторгли из глаз ее слезы умиления. Все окружавшие Императрицу, увидев слезы на глазах своей монархини, столь поражены были зрелищем, что невольно сами плакали. По окончании пения раздались неумолкаемые крики народа: «Ура! Александр! Виват, Елисавета! Виват, Фредерик!» Государыня откланялась бегущему за ней народу, отправилась в путь в сопровождении обоих военных губернаторов, которые сопутствовали Императрице в Мемель до самого дома, назначенного для ея пребывания, где встретили Государыню двенадцать девиц в белой одежде. Вечером жители Мемеля иллюминировали весь город и беспрестанно толпились у дома императрицы.

Приморский город Мемель довольно красив. Дома высокие, опрятные, и некоторые в готическом вкусе.

На пути к Кенигсбергу проехали мы города Тильзит и Инстербург. Первый, примечательный известным миром в 1807 году, имеет в окрестностях своих обширные поля, а другой, лежащий на гористом месте, заключает ныне множество пленных французов. Все жители Инстербурга на военной ноге. На шляпах носят кокарды, имеют полное вооружение и по первому знаку готовы все идти на защиту отечества. Государыня, пробыв в Кенигсберге с 12 по 16 января (нового стиля) отправилась далее.

Проезжая мимо биржи, Императрица с особенным удовольствием заметила новое усердие кенигсбержцев, соорудивших в честь ея триумфальные ворота из мачт, украшенных разноцветными флагами, посреди коих, между двух орлов, сияло вензелевое имя высокой путешественницы. Депутаты от купечества поднесли Государыне богатый, весьма искусной работы янтарный убор.

Кенигсберг, старинный город, основанный в XIII веке, был прежде столицею Курфюрстов Бранденбургских. В сем городе много прекрасных зданий, из коих особенно отличается своею огромностью древний замок. Дома все высоки, но улицы большей частью узки и нечисты.
Обеды и ужины в назначаемых Императрицею прусских городах и местечках предлагались от самого короля для всей свиты Государыни, и надобно сказать, что сие угощение было настоящее королевское. По всему тракту прогонных денег также с нас не брали (ехали к мужу Александру в Берлин)».

Дополнительная информация

  • Источник: Записки, веденные во время путешествия императрицы Елисаветы Алексеевны по Германии (стр.118) (коллежский советник В.М. Иванов). – Полюс-Плюс, 1997, №73, 19июля / Альманах «Берега Анграпы» 2’2006
Прочитано 11501 раз