Главной темой общения, конечно, было искусство, но обсуждались также религиозные, философские, литературные, музыкальные и другие темы. Раз в неделю собирались в восемь часов вечера и редко расходились до двух часов ночи. Бывали все по очереди друг у друга на квартирах. Спиртного или съестного почти никогда не было, а чаще всего были новые книги или картины.
Кем же были участники этого оригинального общества? Необходимо прежде всего назвать архитектора Ганса Шароуна (смотрите «Полюс» от 31 декабря 1992 года – 1 января 1993 года, «Его карьера началась в Инстербурге»), который построил в Инстербурге дом на Паркринг (улица и дом не сохранились). Это был первый современный дом в городе, со ступенчато соединенными частями здания, которые держались благодаря полукруглым балконам и бетонному горизонтальному членению. Шароун был инициатором создания этого союза, и он подобрал ему подходящее название. После Второй мировой войны Ганс Шароун стал президентом Академии искусств в Берлине, приобрёл международную известность.
Следующим членом союза был член городского совета по делам строительства и архитектуры Браш, оказавший большое влияние на образ города. Не только арочный мост через Ангерапп с лестницей к Альтер Маркт (пл. Ленина), но и преобразование улицы Буттермаркт в Ульменплатц (район сквера с фигурой оленя), строительство нового рынка и реконструкция Штадтхалле (Дом офицеров) – его труд. Само собой разумеется, что замыслы эти сначала обсуждались в Союзе за приличную архитектуру. Не следует при этом забывать его любезную, милую жену, с цветом лица, белым как молоко, и светло-русыми волосами. Тайком ее называли Ля Палома – «белая голубка».
Третьим в союзе следует назвать правительственного советника по строительству и архитектуре доктора Карла Клауззена, человека неукротимой энергии. Его главными работами были государственные имения Цвион и Георгенбург (пос. Доваторовка, конюшни; пос. Маевка, конюшни и жилые дома для рабочих). В Инстербурге он также перестроил башню Лютеранской кирхи из готической в барочную. После Второй мировой войны Клауззен восстанавливал Оперный театр в Берлине на Унтер-ден-Линден.
Следующей нельзя не назвать Марию Тирфельд, владелицу и руководительницу Инстербургского цеха художественного ткачества. Это была настоящая восточная пруссачка. Побужденная Шароуном, она получила техническое и художественное образование в «Баухаузе» (Высшая школа строительства и художественного конструирования) в Веймаре. Поселившись в Инстербурге, взяла в аренду магазин на углу Вильгельмштрассе – Маркграфенплатц (здание не сохранилось – сейчас сквер у главного здания педколледжа). Здесь стояли ручные ткацкие станки и довольно много девушек обучалось у мастерицы ткачеству, пока другие работали над сюжетами. Госпожа Тирфельд, всегда называвшаяся Мария или Мюри, поставила себе задачу спасти старинный народный промысел – восточнопрусское ткачество гобеленов. В музее Инстербурга в Крефельде находится полноцветная блестящая вещь: восточнопрусский свадебный ковер, на котором изображены жених и невеста во время заключения брака. Позже Тирфельд работала в Академии художеств в Кенигсберге, а после войны – в Гамбурге, где имела большую клиентуру.
Рядом с ней её сестра – госпожа Бартшат, называемая «мадамхен» («дамочка»). Так в Восточной Пруссии называли управляющую хозяйством. Мадамхен была всегда приветлива и уравновешенна.
Художник Пауль Шмоллинг также принадлежал к этому союзу. По профессии учитель эстетического воспитания в Высшем лицее имени Гинденбурга, он стал известным благодаря настенной фреске в актовом зале лицея, а также своим картинам в манере экспрессионизма. В союзе Шмоллинг выполнял макеты из глины. Так, например, макет замка вместе с памятником уланам или макет новостроек между Казерненштрассе (ул.Гагарина) и Данцигерштрассе (ул. Пушкина) по проекту Ганса Шароуна. Наследие Пауля Шмоллинга – его картины – хранятся в музее города Инстербурга в Крефельде. Жена его также была поклонницей современного искусства. Она великолепно вышивала. Ее гобелен с инстербургскими мотивами также находится в Крефельде.
Эта маленькая компания была не одинока в Инстербурге. Художественный союз, официальная организация с дюжиной управленцев, устраивал в городе выставки, поэтические вечера, приглашал известных артистов, художников (Кандинского, например), писателей (Томаса Манна). Постоянно приезжали труппа Нового театра из Кенигсберга под руководством Рихарда Розенхайма, балетная труппа. Руководил Художественным союзом санитарный врач доктор Розенкранц. Настоящим меценатом союза стала супруга профессора доктора Зигеля, главного врача женской клиники Инстербурга. Встречи проходили в Штадтхалле (Дом офицеров), в отеле «Райнишер Хоф» (не сохранился) и в клинике профессора Зигеля.
Кем же были участники этого оригинального общества? Необходимо прежде всего назвать архитектора Ганса Шароуна (смотрите «Полюс» от 31 декабря 1992 года – 1 января 1993 года, «Его карьера началась в Инстербурге»), который построил в Инстербурге дом на Паркринг (улица и дом не сохранились). Это был первый современный дом в городе, со ступенчато соединенными частями здания, которые держались благодаря полукруглым балконам и бетонному горизонтальному членению. Шароун был инициатором создания этого союза, и он подобрал ему подходящее название. После Второй мировой войны Ганс Шароун стал президентом Академии искусств в Берлине, приобрёл международную известность.
Следующим членом союза был член городского совета по делам строительства и архитектуры Браш, оказавший большое влияние на образ города. Не только арочный мост через Ангерапп с лестницей к Альтер Маркт (пл. Ленина), но и преобразование улицы Буттермаркт в Ульменплатц (район сквера с фигурой оленя), строительство нового рынка и реконструкция Штадтхалле (Дом офицеров) – его труд. Само собой разумеется, что замыслы эти сначала обсуждались в Союзе за приличную архитектуру. Не следует при этом забывать его любезную, милую жену, с цветом лица, белым как молоко, и светло-русыми волосами. Тайком ее называли Ля Палома – «белая голубка».
Третьим в союзе следует назвать правительственного советника по строительству и архитектуре доктора Карла Клауззена, человека неукротимой энергии. Его главными работами были государственные имения Цвион и Георгенбург (пос. Доваторовка, конюшни; пос. Маевка, конюшни и жилые дома для рабочих). В Инстербурге он также перестроил башню Лютеранской кирхи из готической в барочную. После Второй мировой войны Клауззен восстанавливал Оперный театр в Берлине на Унтер-ден-Линден.
Следующей нельзя не назвать Марию Тирфельд, владелицу и руководительницу Инстербургского цеха художественного ткачества. Это была настоящая восточная пруссачка. Побужденная Шароуном, она получила техническое и художественное образование в «Баухаузе» (Высшая школа строительства и художественного конструирования) в Веймаре. Поселившись в Инстербурге, взяла в аренду магазин на углу Вильгельмштрассе – Маркграфенплатц (здание не сохранилось – сейчас сквер у главного здания педколледжа). Здесь стояли ручные ткацкие станки и довольно много девушек обучалось у мастерицы ткачеству, пока другие работали над сюжетами. Госпожа Тирфельд, всегда называвшаяся Мария или Мюри, поставила себе задачу спасти старинный народный промысел – восточнопрусское ткачество гобеленов. В музее Инстербурга в Крефельде находится полноцветная блестящая вещь: восточнопрусский свадебный ковер, на котором изображены жених и невеста во время заключения брака. Позже Тирфельд работала в Академии художеств в Кенигсберге, а после войны – в Гамбурге, где имела большую клиентуру.
Рядом с ней её сестра – госпожа Бартшат, называемая «мадамхен» («дамочка»). Так в Восточной Пруссии называли управляющую хозяйством. Мадамхен была всегда приветлива и уравновешенна.
Художник Пауль Шмоллинг также принадлежал к этому союзу. По профессии учитель эстетического воспитания в Высшем лицее имени Гинденбурга, он стал известным благодаря настенной фреске в актовом зале лицея, а также своим картинам в манере экспрессионизма. В союзе Шмоллинг выполнял макеты из глины. Так, например, макет замка вместе с памятником уланам или макет новостроек между Казерненштрассе (ул.Гагарина) и Данцигерштрассе (ул. Пушкина) по проекту Ганса Шароуна. Наследие Пауля Шмоллинга – его картины – хранятся в музее города Инстербурга в Крефельде. Жена его также была поклонницей современного искусства. Она великолепно вышивала. Ее гобелен с инстербургскими мотивами также находится в Крефельде.
Эта маленькая компания была не одинока в Инстербурге. Художественный союз, официальная организация с дюжиной управленцев, устраивал в городе выставки, поэтические вечера, приглашал известных артистов, художников (Кандинского, например), писателей (Томаса Манна). Постоянно приезжали труппа Нового театра из Кенигсберга под руководством Рихарда Розенхайма, балетная труппа. Руководил Художественным союзом санитарный врач доктор Розенкранц. Настоящим меценатом союза стала супруга профессора доктора Зигеля, главного врача женской клиники Инстербурга. Встречи проходили в Штадтхалле (Дом офицеров), в отеле «Райнишер Хоф» (не сохранился) и в клинике профессора Зигеля.