
Каждой колонии птиц уделялось большое внимание для создания картотеки. Ведь нужно было выяснить такие вопросы, как перелет птиц на юг, возвращение к старым гнездам, особенности того, что аисты живут парами, воспитание выводка.
Учащиеся гимназии часто видели Хорнбергера одетым в форму лесничего – в школе и вне ее, в школьном саду и кабинете биологии. Он делал все ловко, искусно, умело. Когда доктор Хорнбергер отправлялся за пределы Инстербурга в деревни, то поначалу его встречали настороженно, но потом местные жители всегда были рады встречи с ним. Он по-настоящему зажигал интерес к себе у людей с помощью своих опытов. Его жена, которая с пониманием и заботой относилась к нему, часто оставалась одна с тремя детьми. Доктор Хорнбергер был всегда благодарен ей, своим сотрудникам и помощникам. Особенно много ему помогали жандармерия Инстербурга, гимназисты, крестьяне, архитектор города.
Во время получения первых результатов его работы началась война. В 1942 году он ушел со школьной службы, потому что был призван на военную. В 1944 году перебазировал документы и приборы на запад Германии. В этом же году, в апреле, Хорнбергер попадает в советский плен. Лишь через три года находит он свою семью в Тюбингене и продолжает свои исследования жизни аистов, занимается литературной деятельностью. В одной из своих статей доктор Хорнбергер делает вывод: «Они (аисты), вероятно, способны судить». В книге Фритца Гаузе «Восточная Пруссия» (1960, т.4) напечатана его великолепная статья «Мир животных» с превосходными снимками.
Последние годы его жизни были полны страданий. Он не способен был сам передвигаться. Умер «отец аистов», как его называли земляки, в доме престарелых недалеко от Гейдельберга 30 ноября 1970 года.