Легко проектировать новые здания, отталкиваясь от сложившейся округи. Эпатируя своей инакостью, можно и признание завоевать, подобно Эйфелевой башне, или, по крайней мере, ошибки свои, реальные или мнимые, спрятать, отклонив из как непонимание досужих критиканов… Быть может быть, этот жанр архитектурной имплантации — вообще наиболее сильное впечатление, которое способна произвести архитектура: пусть так. Почти наверняка свои «Эйфелевы башни» были и у жителей Инстербурга, во всех его периодах нового заселения — вероятно.
Вот только сейчас, прогулявшись по городу, мало кто возьмется утверждать, что пережил пространственные коллизии, сравнимые с переживаниями Мопассана, сбежавшего из Парижа от «преследовавшей» его Эйфелевой башни. Скорее, почувствует дискомфорт от соседства пятиэтажек и старой застройки… хотя иному туристу такое соседство нет-нет, да и покажется милым…
Как строить в таком городе?
Старого, довоенного города так мало, а советских «башен Эйфеля» так много, что некоего опорного пласта, на который мог бы опереться-оттолкнуться новый строитель, ровно что и нет — а если на какой улице и найдётся квартал-другой, немедленно распадается на несогласованные остатки прежних «Эйфелей». Так же и советских привнесений в центре города недостаточно для того, чтобы новым контекстом стали они, оставив старому фонду роль декоративной броши. Зато их отстояние от кайзеровских предшественников таково, что даже и минувшего полустолетия недостаточно, чтобы счесть историей, пусть другого рода: ведь и наблюдатель сам ментально ещё прибыват в модернистской эпохе!
Как избавиться от навязываемого любой новостройке родства?
Обратиться к объективным закономерностям пространственных отношений
между слоями довоенной истории, к бинарным оппозициям СТРУКТУРА –
ОРНАМЕНТ, РЕГУЛЯРНОЕ – ИРРЕГУЛЯРНОЕ, ПРЯМОЕ – КРИВОЕ, выбрать
доминирующую, и распространить композиционные правила, вытекающие из
этой оппозиции, во всём пространстве города значило бы, считает проектная группа Оскара Мадеры на СЕЗАМЕ,
превратить их в фон для различения оппонирующего им другого слоя. Такая
операция представит всю глубину живой пространственной, культурной,
исторической перспективы старого города, сплюснутого в восприятии
современным человеком до совершенной двумерности.
Вместо объекта, который должен быть противопоставлен среде, необходимо
спроектировать среду, противопоставленную выбранному зданию-объекту.
Представим себе Черняховск, в котором строятся дома, размещаются малые формы, проводится благоустройство – на основе некоторого «правила утраченного слоя», которое позволяет объединить и противопоставить друг другу и участки городской ткани, и отдельные дома; вдохнуть жизнь в их отношения, как это происходило, происходит, и должно происходить в любом городе с многовековой историей.
1. Осмотрев город выбрать участок, где в непосредственной близости расположены здания нескольких исторических слоёв.
- Оба здания должны быть построенными до мая 1945 года
- Участок должен располагаться в центре города и на оживленных пешеходных маршрутах
- Здания должны примыкать друг к другу, входить в единую пространственную композицию, или быть обозримы вместе, с максимального количества точек
- Здания и участки должны быть известны своим именем, жильцами или событиями
Выбраны: Женское профессиональное училище, 1930, городской строительный советник Вир (зелёное)
пасторат Реформатской церкви, 1890, королевский строительный советник Зир (предположительно) (малиновое)
2. Сравнтельный анализ закономерностей в соответствии с принципом бинарных оппозиций В.Паперного
неподвижность – движение
иерархическое – равномерное
3. Поиск выразительного изображения некоей одной композиционной зависимости
4. Проектирование инсталляции
5. Строительство
Оригинальная статья: Контекст как среда.