На дальней окраине Черняховска спрятан «цветнострой»: единственная
сохранившаяся в России работа великого немецкого зодчего Ганса Шаруна.
Раньше их было много больше, десять лет он проработал здесь и в
окрестностях, но затем — война, переселение, утрата архивов, утрата
живой истории — само существование жилмассива «Пёстрый ряд» в
Инстербурге исчезло из архитектурного обихода.
Возрождение его началось в прошлом году с возвращения в научную среду: публикациями в журналах, коллоквиумом «инстерГОДа», приездами специалистов, ставшими отныне регулярными; обмерами…
Созданное тогда же товарищество собственников жилья, совместно с «инстерГОДом» и казанским Архитектурно-строительным университетом, при участии экспертов, подготавливает проект возвращения улице прежней цветности.
Хочется думать, что недалёк тот день, когда их эскизы действительно станут реальностью. Но…— будет ли это верным?
Бесспорно нужно и дома укрепить, и утеплить, и штукатурку возобновить, и поблёкшие краски — но у всех этих работ существенный недостаток: по отношению к самой улице, её жителям они — внешние. Не жители их заказали, сами осознав их необходимость — их в том убедили —; не жители будут и работы вести — столько строителей среди них нет —; да и оплатить эти работы самостоятельно они не в состоянии.
Пусть бы даже улица сама вдруг обновилась — возникнет ли у потребителя эдакого чуда чувство хозяина, хранителя? Помочь способно искусство — вместе с жителями они создадут арт-резиденцию, клуб и музей нового типа.
Что обычно есть «арт-резиденция»? — Одна или несколько мастерских, в центре города, где приглашённый городом художник творит, вдохновлённый городом, на его же пользу, или по прямому заказу, а горожанин за витринным окном в том присутствует. Здесь подобного повторить не удастся, ни место не даст, ни площади — тут другое нужно.
Забежим вперёд: так через несколько лет может выглядеть въезд на улицу. В доме справа пустовавший более 20 лет пункт гражданской обороны, бывшую булочную, а до того магазин колониальных товаров Отто Вейсенберга выкупил калининградский меценат.
На стене раньше перечислялся ассортимент товаров, его выскоблили. Теперь там новое содержание:
«Памятник архитектуры «Пёстрый ряд», 1921-1924, архитектор Ганс Шарун
Арт-резиденция, улица искусств, клуб жителей, музей-кафе
Собрания, выставки, ателье, курсы» — мы всё это зовём кратко, «Открытая комната».
Там действительно не более одной небольшой комнаты, дверь будет открыта постоянно. Пожелай тут кто жить и творить, неминуемо выйдет на улицу, и для собраний или бесед тоже; да так уже и происходит! Мало места? — арифметика проста, поделишь — удвоится. Работы «резидентов» созданные на улице, впитают её и на ней останутся, или на ближних огородах, а то и лесу «Фриды»; работа над ними и жителей вовлечёт, и улице новую силу даст, завершит мозаику. Ваш камушек?
Оригинальная статья: «Открытая комната», арт-резиденция нового типа.