Понедельник, 24 октября 2011 20:08

Пильский протокол

Пильский протоколЧерез Пилу, Быдгощ и Тчев путь лежит на Черняховск в железнодорожном расписании полувековой давности — и в путевом листе Вильфрида Вольффа, вместе с Дмитрием Сухиным направляющегося на итоговую конференцию 2011 года. Предстояло воочию удостовериться в состоянии памятников Восточной железной дороги, познакомиться с инициативами на местах, прочитать доклад и собрать материал для статьи.

Через Пилу, Быдгощ и Тчев путь лежит на Черняховск в железнодорожном расписании полувековой давности — и в путевом листе Вильфрида Вольффа, вместе с Дмитрием Сухиным направляющегося на итоговую конференцию 2011 года. Предстояло воочию удостовериться в состоянии памятников Восточной железной дороги, познакомиться с инициативами на местах, прочитать доклад и собрать материал для статьи.
Вывод вкратце: лишь когда историческое здание придёт в упадок, важность его сохранения станет видной всем. До того оно словно под шапкой-невидимкой!

Депо в Черняховске до коллоквиума 2010 года «сливалось с фоном» — все его видели, никто его не различал; теперь же любая в нём перемена (открыли стоянку, закрыли вновь, провалилась часть крыши, починили её) служит темой дискуссий самого основополагающего порядка. Снятие кровли с депо в Руммельсбурге, во избежание обрушения — тема для Общественного совета и Верховной дирекции железных дорог! Другие здания то ли обошли невзгоды, то ли утрачены они вовсе — не расскажет никто.
Приходится ездить и смотреть.

Депо в Быдгощи оказалось единственным, сохранившим хоть какие-то дымоходы, пусть и не по первоначальному проекту.


Депо находится на территории вагонного завода, непосредственно напротив вокзала с его музеем железнодорожного транспорта. Другие возможности нового использования ограничены.

Депо в Тчеве оказалось в шаговой доступности от знаменитого Вислинского железнодорожного моста, ныне автодорожного.


Депо прячется на внешней от центра города стороне путей, среди прежних деловых дворов и мастерских (ныне профессиональные училища и пустыри); дороги обходят его стороной. Служебные постройки используются под жильё; главное здание законсервировано. Наилучшая сохранность из всех депо Восточной дороги.

Депо в Пиле, наконец, оказалось единственным, закрытым по причине конструктивной опасности.


Депо ближе всех к реконструкции, варианты обсуждаются.

Здесь 8 октября с представителями общества «Окронгляк», органами охраны памятников, представителями архитектурной общественности был подписан следующий протокол:

Мы, нижеподписавшиеся, собравшиеся 8 октября 2011 года в городе Пиле, движимые общими интересами сохранения и бережного развития исторического наследия на территории наших стран, и видя выдающимся примером такого наследия, объединяющего русский, польский и немецкий народы, памятники инженерной мысли — циркульные депо железной дороги из Берлина через Пилу, Быдгощ, Тчев и Черняховск на С.-Петербург, в осознании потенциала таковых для трансграничного сотрудничества и развития, преодоления барьеров и предрассудков, настоящим заявляем:

  • стороны основывают комитет «6 циркулей Восточной дороги», по числу сохранившихся на трассе циркульных депо
  • стороны предпримают всё, находящееся в их силах, с целью сохранения данных построек и развития в них новой жизни
  • стороны обмениваются опытом, архивными данными, иными сведениями, представляющими взаимный интерес
  • стороны участвуют в и организуют мероприятия, содействующие данной цели, публикации и пр., как по отдельности, так и совместно

По конкретным вопросам гражданского и профессионального сотрудничества стороны заключат дополнительные соглашения.
Данное соглашение открыто для участия третьих сторон, разделяющих вышеперечисленные цели.

Оно заключено на 1 календарный год со дня подписания и автоматически продлевается на такой же срок, если не будет расторгнуто не позднее чем за месяц до истечения срока действия. Данное соглашение не влечёт за собой материальных последствий для любой из сторон.

Первые подписи поставили Вильфрид Вольфф, председатель комиссии по охране и уходу за памятниками Палаты инженеров-строителей, Берлин; Дмитрий Сухин, уполномоченный проекта «инстерГОД», Черняховск; Пётр Циолковский, председатель общества «Окронгляк», Пила.

Оригинальная статья: Пильский протокол.

Прочитано 1659 раз