Годами бытовал непреложный ритм: весной выставляли зимние рамы, осенью прокладывали щели ватой, через лето на третье красили, мороз рисовал на стекле свой узор… Что может быть проще старого доброго деревянного окна? Двойные и одинарные, распашные и раздвижные, они были прагматичным детищем своего времени: заоконье служило холодильником, подоконник — оранжереей, а с гераниевым горшком как комнату проветрить? — Рождается окно в окне, форточка. Привычные нам формы в Восточной Пруссии появились лишь с 1917 года: Подсобные мастерские обеспечили восстанавливаемые дома единообразным «нормальным окном»; Указ о бережливости, 1920 года, предписал нарочито мелкую расстекловку — разбитые стёкла тем легче заменить, чем они меньше, или заколотить, коли надо, гвоздями; архаичность была и стилистически ко двору, прекрасно сочеталась с господствовавшим «назад, в честные 1800е!»
Теперь другие времена. За полвека пластиковые рамы стали мерилом оценки: чисто! светло! не дует! тепло!.. уместно?
Прежние окна, деревянные и металлические, одинарные и даже двойные, теплоизоляцией ничем не выделялись на фоне обнажённой кирпичной стены. Стоило её укутать утеплителем, как оказалось, что форточки, по сути, можно было и не делать: «щелевая вентиляция» вдувала сколь угодно свежего воздуха, и тепла наружу шло — без счёта. «Стеклопакеты» стеклом во весь проём, двойные, тройные, вакуумные и газонаполненные, потребовали более мощных рам, съев едва ли не всё, что выгадали, ликвидировав перемычки. Добавили герметичности, до четырёх контуров уплотнения — пришлось заново учиться искусству проветривания: в тёплой, влажной комнате со стоячим воздухом процветает лишь плесень.
А у нас ещё и охранные обязательства: как же сочетать современный комфорт и привычный облик?
-
Можно попытаться существующую раму привести в приемлемый вид — но проектируемый внутренний контур теплоизоляции не даст нам так сделать. К тому же, сколько бы ни рекламировали «скандинавские» или какие иные методики врезания в окно новых уплотнителей, долговременным успехом эти методики похвастаться не могут.
-
Можно построить столярку заново, сменив лишь обычное стекло на «стеклопакет» — некоторые исторические профили позволяют («Кнеер-Зюдфенстер»).
- Можно растесать оконный проём изнутри, и спрятать избыточную толщину новой рамы за получившейся четвертью. Сомнительно, позволит ли нам сделать это применявшийся здесь ранее кирпич.
-
Можно сделать новые рамы прежней тонины, и заполнить их стёклопакетами особого рода (и особой цены) — вакуумными («Пилкингтон») или с плёночным покрытием (применялось в Амстердаме).
-
Внутри старого, неплотного окна можно пристроить новое, «пакетное»: примеры многочисленны («Шюко«). Выгода обоюдная — старая внешняя рама перенимает погодные нагрузки, но не подвергается более температурным перепадам. А в холоде и с вентилируемым межоконным пространством и дерево не гниёт, и сталь не ржавеет!
-
Кто сказал, что профиль уплотнителей и крепежа должен расти только в плоскости стекла? — Раму можно нарастить и вглубь, «за угол», в и без того разросшиеся оконные ниши («Кнеер-Зюдфенстер»).
-
Наконец, пусть за это нас и готовы четвертовать ревнители изначальности — отчего не взять «негодный» пластик, не создать по спецзаказу рамы отменно исторического профиля? Число их производителей растёт, иные и вовсе невозможно отличить от оригинальных.
Какое бы решение ни принял проектировщик, обязательно учитывать все стороны вопроса, весь утеплительный контур. Только постановкой подобных непростых задач и можно достичь роста в строительной сфере.
Вот только узоров морозных действительно жаль.
Оригинальная статья: Окно для роста.