ИСТОРИКО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС В ЧЕРНЯХОВСКЕ
(Материалы выступления на заседании Общественной палаты
МО «Черняховский городской округ»)
Вопрос установки памятной доски о пребывании Наполеона в Инстербурге вызвал бурные споры на заседании окружного Совета, появились отклики и в печати. И, как водится, пошли слухи. Знакомый рассказывал, как его недавно спрашивали: «У вас что там, в Черняховске, уже памятник Наполеону ставят?»
Стоит заметить, что обсуждение темы «отдельно», вне проекта, связанного с увековечением памяти выдающегося российского полководца Михаила Богдановича Барклая-де-Толли, подобно попытке судить о смысле фразы по одному лишь вырванному из нее слову. Хотя идея установить доску родилась гораздо позже, чем началась работа над памятником Барклаю-де-Толли, к тому же финансирование этого «попутного» проекта будет осуществляться из других источников, памятный знак, о каком мы ведем ныне речь, должен стать органической частью всего историко-мемориального комплекса, который планируется создать со временем в историческом центре города.
А прорисовывается действительно оригинальный комплекс, который будет включать несколько объектов-компонентов. Первый и самый главный, смыслообразующий, доминирующий во всех планах – памятник российскому генерал-фельдмаршалу Барклаю-де-Толли, победителю французского императора Наполеона Бонапарта. Он представляет собой монументальную конную скульптуру на постаменте и будет расположен в части сквера, выходящей на площадь Ленина. В центре сквера планируется установить памятный знак героям Отечества. Замыкать композицию в противоположной части сквера предназначена стела с именами выдающихся людей, судьбы которых так или иначе были связаны с Инстербургом, - это напоминание о разных эпохах в жизни города, своеобразная их «перекличка». Слева к скверу примыкает 2-й Госпитальный переулок, который будет переименован в улицу М.Б.Барклая-де-Толли, справа – улица Пионерская, бывшая Генеральштрассе, - здесь некогда и стоял тот дом, где останавливался Наполеон Бонапарт 17-18 июня, проверявший состояние своих войск накануне вторжения в Россию: император-завоеватель наблюдал за тем, как завершаются последние приготовления «Великой армии» к бесславному походу. Память бывает разная: она может быть доброй; она может быть горьким уроком. Памятная доска, которую планируется установить на Пионерской, - это не воздаяние хвалы и почестей Наполеону, а напоминание о горьком уроке истории, о цене завоевательных замыслов (об этом как раз и будет свидетельствовать текст, выгравированный на доске).
Головокружительный взлет совершил Наполеон Бонапарт – и тем сокрушительнее было падение обуянного гордыней властителя. Кто-то восхищался им, для кого-то он был кумиром, в особенности в романтическом XIX веке. Точную оценку Бонапарту и бонапартизму дали классики русской литературы, которая и поныне остается нравственным ориентиром для многих и многих как на Востоке, так и на Западе.
«Мы все глядим в Наполеоны,/ Двуногих тварей миллионы – / Для нас орудие одно…» - писал Пушкин о «нравственном поветрии», поразившем души иных из его современников. Бонапартизмом «переболели» любимые герои Толстого – Андрей Болконский, Пьер Безухов, - и только когда был пройден путь испытаний, прояснилась в их сознании истина, емко сформулированная Толстым: «Нет величия там, где нет добра, простоты и правды»… «Не сотвори себе кумира», - сказано в Писании. Но если уж кумира выбирать – то не «пораженца», кем в итоге стал Наполеон (войдя в Москву, он потерял Париж), а победителя…
«Верность и терпение» - вот девиз, начертанный на гербе М.Б.Барклая-де-Толли. Со стоическим терпением принимал он любые испытания, в том числе и наветы недоброжелателей, и, не держа обиды в душе, оставался верным долгу перед Отечеством. Это под его командованием войска союзных держав вступили в Париж; это ему благодарные жители Пруссии воздвигли обелиск, почитая его как освободителя (кстати, в немецкой историографии войны 1813-1815 годов значатся как Освободительные).
, победителя Наполеона, и доска-напоминание о гибельности завоевательных замыслов образуют смысловое единство, в основе которого – антитеза, контраст, конфликт двух мироотношений, побуждающий к размышлениям. Вот в чем необычность, если хотите, уникальность историко-мемориального комплекса (аналогов, насколько мне известно, в мире нет), который рождается, дорогие земляки, на ваших глазах. Задача перед всеми нами архитрудная, но работа идет. И комплекс (я верю, он будет создан) станет яркой достопримечательностью не только города, но и области, и, возможно, войдет в международные каталоги.
Дополнение: материал в качестве иллюстрации (возможности интерпретации темы). На фотографии запечатлена работа неизвестного скульптора XIX века, хранящаяся в Бородинском музее-заповеднике, - «Наполеон на рекогносцировке». Необычность этой конной скульптурной композиции из бронзы и мрамора в том, что предводитель «Великой армии» изображен не на коне, а гриву коня и полы шинели императора развевает отнюдь не попутный ветер. Не правда ли, символично? И смысл изображенного – вовсе не в возвеличении. Важно не только что изображено, но и как это «что» воплощается.
Заседание Общественной палаты состоялось в июне 2006 года.
Галина Каштанова-Ерофеева,
секретарь Черняховского историко-краеведческого общества «Седьмая земля», член Союза журналистов России.
О «европарке» у Барклая
Друзья! Уже судя по визуализации, проект не вписан в городское пространство - "висит в небесах". Ни градостроительная, ни историческая, ни экологическая составляющие не учтены. Только название взято, предложенное еще в 2006 году на Общественной палате города. А остальные высказанные тогда предложения по обустройству мемориального сквера в честь героев 1812 года (с максимальным сохранением зелени - деревьев и почти исчезнувших в городе газонов) не учтены. Да и этот проект, созданный в 2010 году, на обсуждение его заказчиками не выносился. На стелу и пушки в проекте средства не предусмотрены. Зато небольшая по площади территория раздроблена на несколько зон. И туда же втискивается по малопонятным причинам "типовая" колоннада, не имеющая ни художественной, ни архитектурной ценности. Разве только денежной.
Содержание сквера сейчас ничего почти казне не стоит - скосили травку несколько раз за сезон и подмели. Пыль по траве не клубится. А замостят плиткой, пусть даже самой высококачественной, - любое пятно от мороженого, соков, пива и прочего будет «украшать» поверхность, пока его не смоют. При слове «парк» сразу представляешь себе много зелени: вверху – кроны деревьев, внизу – трава. Кислорода плитка для дыхания отдыхающих, в отличие от травы газонов, выделять не будет. Бабочки над ней, на радость малолетним гражданам, с коими родители здесь дышат свежим воздухом, тоже кружиться не будут. В солнечные дни с нее, в отличие от тех же газонов, будет веять не прохладой, а зноем. То, что два раза в год здесь праздничные подворья разместят, - аргумент не из самых весомых. А для катка место и на стадионе найдется либо на каком-то из пустырей.
Может быть, за счастье было бы такой проект реализовать в больших микрорайонах города, застроенных пятиэтажками, - на Ленинградской, Российской, где ни скверов, ни спортивных площадок, а тем более парков, просто не имеется. Но в самом сердце Старого города бывшего Инстербурга, славившегося своими архитекторами и ландшафтниками, - это более чем странно. Черняховск относится к тем городам (коих не так много на земном шаре), где есть конный памятник, причем весьма достойный и достойному лицу. Рядом стоит здание прежней ратуши (после 2-й Мировой войны тут размещалась железнодорожная больница), в левой части которого и от самой старой ратуши Инстербурга два этажа сохранились. Здесь в декабре 1812 года казаки Платова зачитывали обращение императора Александра жителям Пруссии, здесь прощались с согражданами ополченцы Инстербурга, уходя сражаться против наполеоновских войск.
Под травой сквера - фундаменты одного из самых старых кварталов Инстербурга, который есть уже на гравюре 1683 года в книге К. Харткноха "Старая и новая Пруссия". Справа, ближе к юго-западному углу, - еще остался фундамент "дома Наполеона" (персона эта, нравится кому-то или нет, однозначно связана с мировой историей). Раскопки не проводились ни немецкими (квартал был плотно застроен), ни российскими археологами. В 1960-е руины были разобраны, а подвалы засыпаны землей, по периметру высадили кусты и деревья. Дерево, растущее вне симметрии - ценной породы, клен-явор (об этом виде писала Г.Г. Кученева в своей книге «Жемчужины зеленого мира: о декоративных деревьях и кустарниках Калининградской области»), который сам по себе не рос, - немцы завозили и высаживали в парках, видимо, уже в советское время саженец для сквера оттуда взяли.
Сквер стоит на учете в Службе охраны объектов культурного наследия Правительства Калининградской области. Следовательно, любой проект благоустройства, а тем более реконструкции сквера, должен пройти согласование в этой инстанции.
Галина Каштанова-Ерофеева,
председатель Общественного совета по сохранению историко-культурного наследия при главе МО «Черняховский муниципальный район».
Текст статьи опубликован в региональной газете "Полюс+ТВ" / 1 июня 2012 г. №39 (1255).
***
«Европарк», «Евросквер» - это что-то новое в названии парковых искусств. Совсем не новость, что Европа - это много государств, много языков, культур и парковых культур тоже. Сувалки, конечно, тоже Европа, и, может быть, для них очень важно, как в Черняховске будет выглядеть «Европарк» (он же «Евросквер»). Но город Черняховск (Инстербург) - город, к архитектуре которого надо подходить, сняв шляпу. С точки зрения архитектуры и градостроения это музей под открытым небом.
Когда готовился проект памятника Барклаю-де-Толли, известный скульптор Суровцев предъявлял эскиз памятника. Модели, выполненные в пластилине в разных вариантах. Это обсуждалось на худсовете города, и выбран был лучший вариант, место для установки. Архитектор-соавтор скульптора рассчитывал соотношение скульптуры и необходимое для нее пространство.
Выполненная памятная доска, так напрасно не полюбившаяся на первых порах некоторым гражданам, мало знающим историю, уже определила тематику этого сквера.
Завершением оформления сквера могла бы стать стела с именами героев и России, и Восточной Пруссии, участниками наполеоновских войн. Брошенная вскользь фраза В.А.Фомина об установке копии пушки времен 1812 г. при кратком обсуждении проекта была кстати.
Вот и все. Да если еще и дорожки среди газонов и скамеечки... и пусть газоны дают отдыхающим в сквере кислород... Когда-то Г.В. Прокопчук сказала, что газоны дают кислорода больше деревьев. С деревьями борьба завершилась. Две главные улицы «облысели».
Скромненький проект, напечатанный в газете, объяснил, как теперь расправиться с газоном в новом «Европарке» (он же «Евросквер»). И что только не вместит в себя этот небольшой клочок зеленой земли со скромным обрамлением оставшихся деревьев. Чем только он не будет нашпигован, сколькими функциями. Тут и выложенная плитками карта военных действий 1812 г. И будет народ дружно топтать, попивая пивко, российскую историю. Тут тебе и эстрада, тут тебе и гулянья брачующихся.
Тут тебе и хоровод колоннады - неизвестно, тяжесть каких сводов они на себе несут. Или они изображают «черняховские столпы», или Триумфальную арку у входа в «Европарк», или они обрамляют какую-то парковую скульптуру? Но какое отношение имеет эта бессмысленная колоннада к монументальной конной скульптуре?
И еще хотелось бы знать, что за необходимость тратить деньги на создание этого «шедевра»? Речь идет не о деньгах Евросоюза, а о проценте софинансирования со средствами Евросоюза.
На каком совете обсуждался этот проект и почему он представлен в газете в последний момент?
И когда же в городе появится нормальный, грамотный архитектор, который только через «свой труп» пропустит эти нуворишеские архитектурные залепухи и не позволит оскорблять творения инстербургских градостроителей, которые подарили красоту города нам, неблагодарным?
Ольга КОШЕЛЕВА,
член совета по охране исторического наследия при главе администрации МО «Черняховский муниципальный район».
Текст статьи опубликован в региональной газете "Полюс+ТВ" / 1 июня 2012 г. №39 (1255).