К счастью, ЧП было условным. В Черняховске прошли масштабные учения. Однако слаженность действий в чрезвычайной ситуации железнодорожники совместно с медиками и спасателями отрабатывали по-настоящему.
По легенде учений при маневровых работах произошел сход вагона, он повредил путь и зацепил цистерну с нефтью. Пламя оказалось таким сильным, что мощности пожарных машин не хватает. К месту крушения прибывает противопожарный поезд. Дальнейшее больше напоминает кадры из научно-фантастического фильма. Но костюмы пришельцев – не дань «звездным войнам». Только в таких можно спастись от сильного жара при горении легковоспламеняющихся жидкостей.
ИГОРЬ КАЛИННИКОВ, ПОЖАРНЫЙ 5 РАЗРЯДА ПОЖАРНОГО ПОЕЗДА КЖД: «Розлив ЛВЖ и возгорание тушится только пеной. ЛВЖ – это легковоспламеняющиеся жидкости: бензин, солярка, нефть. По сравнению с пожарной машиной пожарный поезд – это тяжелая техника».
Зеленое поле будто замело снегом. По сравнению с установкой «пурга», напор из пожарных шлангов кажется легким душем. Пламя потушено за считанные минуты. Второй этап – откачка нефти из поврежденной цистерны.
НИКОЛАЙ КОЖЕВНИКОВ, ДИРЕКТО ФИЛИАЛА «СЕРВИС БЕЗОПАСНОСТИ» АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РОССОЮЗСПАСА: «Как мы видим, цистерна стоит, она не упала. Это займет максимум 40 минут. Если цистерна на боку, в зависимости от того, где горловина, там уже немного другая будет сложность».
Чтобы из оперативного штаба в Москве смогли оценить масштабы ЧП и дать свои рекомендации, на месте крушения разворачивают передвижной узел связи. Эта машина – единственная в области. Ее получили в конце прошлого года и сейчас обкатывают впервые.
АНДРЕЙ РЫМАР, ЗАМ.НАЧАЛЬНИКА КАЛИНИНГРАДСКОЙ ДИРЕКЦИИ СВЯЗИ КЖД: «Имеет на борту радиостанции, коммутаторы станционной связи и 2 системы спутниковой связи. Данная система позволяет передать картинку с места крушения».
На поляне установили медицинский шатер. Здесь оказывают первую помощь пострадавшим. А сотрудники магистрали тем временем приступили к ремонту железнодорожного полотна. Они ровняют рельсы и убирают обгоревшие шпалы. Вот на соседний путь уже подходит восстановительный поезд. Он привез все необходимое для ремонта пути. И самое главное - два огромных крана грузоподъемностью 80 и 150 тонн. С их помощью убирают поврежденные вагоны и возвращают на рельсы сошедший состав. За всеми работами внимательно следят представители экспертной комиссии.
ВЛАДИМИР ПОПОВ, КООРДИНАТОР УЧЕНИЙ: «Сегодня сложностей нет. С учетом того, как мы в прошлом году отработали такие учения, вы видите, мы сегодня усложнили задачу. Задания получил каждый – и путейцы, они меняют шпальную решетку со сдвигом пути, и рабочие восстановительного поезда, и, соответственно, всех служб и города и железной дороги».
Со сложной задачей справились чуть больше чем за час. Главное, продемонстрировали хорошую командую работу. Ведь как показала практика, как специалистов не тренируй, в чрезвычайной ситуации только слаженные действия дают результат.