Теперь, чтобы попасть на другой берег – в поселок Междуречье (там магазин, работа, почта, остановка автобусов "На Калининград"), людям приходится делать круг примерно в 30 км, теряя время, деньги и нервы… Журналисты "СК" выехали на место.
Цель оправдывает средства?
Картина и впрямь удручающая. О том, что здесь еще недавно был мост, свидетельствуют два валуна на дороге, которые преграждают путь к примерно полутораметровому обрыву, уходящему прямо в воду. В середине огромной запруды – из-за недавнего разлива река вышла из берегов – «сиротливый утопленник»: временный мостик. Затапливать его начало месяц назад (когда растаял первый снег). После чего использовать его стало невозможно. А на соседнем берегу видны дома Междуречья: так близко и так далеко…
– После того как старый мост снесли, приехали строители возводить новый. Но успели только забить сваи, которые затопила река. Три недели назад строители уехали. Вернуться в лучшем случае обещали в мае, в худшем – в августе. Помогите, пожалуйста! Нам предлагают… потерпеть, – еле сдерживая эмоции, рассказывает Наталья. – Будущему мосту мы рады и сами собирали подписи «за». Но не такой же ценой! Строительство обещают закончить только в 2015 году. Как жить все это время? Да, старый мост был аварийным, но достаточно крепким, чтобы перебираться по нему пешком – это примерно 1,5 км. А теперь ближайший магазин в 5 км от нас. Есть жители, которые прописаны в Междуречье, а живут в Сиреневке. Фельдшерско-акушерский пункт на «нашем берегу» их не принимает, и надо ехать на ту сторону, по прописке. Вопрос: зачем было сносить мост под зиму, зная, что река разольется (так бывает ежегодно) и временный окажется под водой? Или организовали бы нам хоть какую-нибудь переправу.
Работа на бензин
У Ивановых пятеро детей. Глава семейства Сергей – железнодорожник, работает в Междуречье.
– С одной стороны, хорошо, что у нас есть машина, с другой, на нее и работаю, – говорит он. – Зарплата 17 тысяч рублей. Если раньше на бензин у нас уходило около тысячи, то сегодня – 10. А одеваться надо, и есть мы меньше не стали.
Подобные ситуации и у других сельчан.
– Всем «безлошадным», работающим в Междуречье, Гвардейске и Калининграде, сначала приходится ехать на автобусе в Черняховск, а оттуда до нужного пункта. Если поздно заканчивают или рано начинают, то этот путь приходится проделывать на попутках, – говорит другая жительница Сиреневки, Людмила Белова. – За пенсией тоже в объезд. Работаем на «дорогу», теряем время! Единственный плюс – теперь школьный автобус стал возить детей в школу и обратно.
– Пугает и то, что с приходом морозов все тут же опять сократят путь: через реку по льду, – рассуждает жительница расположенного на одном берегу с Сиреневкой пос. Глушково Светлана Наливалкина. – Но когда потеплеет, прогулка станет опасной. Думаю, что люди будут рисковать до последнего: «на кону» – пенсия, работа, магазин.
Не те мандат и компетенция...
Мы задали вопросы местным властям.
– Не вижу проблемы, ходят школьные и рейсовые автобусы. Строительство моста – не мой мандат, – сказала глава Каменского сельского поселения (в него входят пострадавшие поселки) Галина Башкатова.
– Срезать мост и не предусмотреть качественной временной замены, по моему мнению, ошибка, – говорит глава администрации Черняховского муниципального района Сергей Щепетильников. – Мы выезжали на место еще до разлива, предупреждали, но повлиять на региональное строительство не можем – не наша компетенция. Советую использовать рейсовые автобусы, мы уплотнили их график (чтобы сэкономить на бензине). По поводу ФАПов к нам никто не обращался. Пусть пишут или звонят на горячую линию в Черняховске: 8 (40141) 3-27-15. Приглашаю на встречу нескольких активистов со списком появившихся проблем. Обязательно решим, как упростить жизнь населения до конца строительства. При появлении опасности выхода на лед установим запрещающие знаки.
Официально
– Движение машин по этому мосту через реку Преголю в связи с аварийным состоянием закрыто с 1980 года. По многочисленным просьбам жителей Междуречья, Сиреневки, Каменского, обращений депутатов Черняховского района, администрации муниципального района к губернатору начаты работы по его реконструкции. Осуществляет ее строительная организация ОАО «УСК Мост». Стоимость реконструкции – 271 млн рублей. Сроки выполнения работ – с июля 2013 года по сентябрь 2015 года, – рассказал директор Управления дорожного хозяйства области Геннадий Лейбович. (При этом работы начали только в октябре. – Прим. авт.)
В проекте строительство временного пешеходного моста не предусмотрено, а связь между Междуречьем, Сиреневкой и Каменским должна осуществляться по действующей сети дорог.
«УСК Мост» для передвижения строителей построила временный пешеходный мост, который при интенсивных паводках затапливается. При интенсивном таянии снега в декабре 2013 года произошло его затопление, и от жителей стали поступать жалобы. После прохождения паводка по реке жителям будет открыта возможность прохода по временному мостику. Учитывая сложившую ситуацию, стройфирма планирует к концу 2014 года обеспечить постоянный проход для пешеходов по строящемуся мосту.
Риск реален
Опасения жителей по поводу ледовых походов обоснованны.
– При плюсовых температурах выход на лед смертельно опасен! – говорит спасатель Александр Бенко. – Дело в том, что лед оттаивает неравномерно, становится рыхлым, и даже если в одном месте водоема его толщина достигает 15–20 см, то буквально через несколько метров он может запросто провалиться.
Анекдот в тему
Наши чиновники отправились по обмену опытом за границу. Их хорошо встретили, сидят в сауне выпивают дорогущие напитки. Наши в шоке:
– Откуда такие средства?
– Вон видите мост?
– Да.
– Вон машина через мост поехала, она принесла доллар к нашему столу… На это и отдыхаем.
Проходит год, и уже наши чиновники принимают гостей. Встретили классно: баня, напитки, икра. Иностранцы в шоке от такого приема.
– Откуда такие деньги?
– Вон видите мост?
– Нет.
– На это и отдыхаем…