О значении многоуровневого мощения, которое сейчас из всей области сохранилось только в Черняховске, мы пообщались с краеведом Галиной Каштановой-Ерофеевой.
- Я полагаю, что сейчас происходит ошибка, - считает Галина. - Самой старой части улицы Ленина около пятисот лет, сейчас же демонтируют сразу несколько ее уровней. Я понимаю, что тротуарная плитка из натурального камня сейчас в запущенном состоянии, но отремонтировать ее все же возможно. Бетонная плитка 1907 года, например, сохранилась на 80%, и наша инициативная группа считает, что ее нужно не заменять, а дополнять.
Мало, кто знает, что в 1937 году именно Инстербург построил первые велодорожки в Восточной Пруссии. Они тоже были выполнены из природных материалов – из так называемой бернбургской мозаики (базальтовая плитка). Галина Каштанова-Ерофеева также рассказала, что ранее профессором Юргеном Венцелем и архитектором Наталией Куницкой была разработана концепция по сохранению улицы Ленина, однако сейчас от нее оставили только идею двухуровневых фонарей.
- Природные материалы сейчас заменяются на клинкерную плитку, а как она себя будет вести – непонятно, - резонно считает краевед. - Наши городские власти говорят о том, что в новой улице будет отражена идея Венцеля, но его главной идеей было все-таки сохранение натурального камня на мостовой. Мы выступаем не только за сохранение эстетики - многополосное мощение давало пешеходу еще и выбор. В холодное время суток он мог выбрать для себя тип покрытия, более подходящий для его обуви: на тротуаре было представлено несколько видов брусчатки, гранитные плиты и очень прочная бетонная плитка.
Жители Черняховска считают, что со сменой тротуара город потеряет свою главную изюминку, из-за которой он был привлекательным для туристов.
- Гости нашего города, приезжающие на отдых из Европы всегда обращали на брусчатку внимание, - добавляет Галина. – Я не раз слышала из их уст фразу «берегите ваши улицы, таких уже нигде не осталось».
Источник материала: КЛОПС.ру