Куратор фестиваля "Инстерфест": Замок стал арт-резиденцией для художников
Куратор ежегодного фестиваля современного искусства "Инстерфест", искусствовед из Санкт-Петербурга рассказал "Комсомолке", зачем в Черняховске каждое лето собираются люди с необычными идеями, как они хотят их воплощать, и почему о них мало кто знает.
Фестиваль на руинах
– Несмотря на то, что "Инстерфест" проходит не первый год, о нем мало знают и в Калининграде, и в области. Расскажите о том, как пришла идея сделать фестиваль современного искусства на руинах средневекового замка и почему для этой цели выбрали именно Черняховск?
– Очень хорошо, что вы сразу напомнили мне, что нужно представиться, по причине того, что ваши читатели мало знают о нашем фестивале. Это, мне кажется, хороший показатель того, что, с одной стороны, деятельность наша мало кому в Калининградской области интересна, а с другой стороны, мы ее и не афишируем. Ведь при нынешнем спросе на развлечения трудно быть конкурентоспособным и цели нашего проекта, скорее, внутреннее развитие художественного сообщества. Хотя и существуют определенные амбиции масштабной и результативной культурной экспансии в депрессивные малые города области, одновременно есть другие цели. Для приезжающих очарование Черняховска заключается, например, в том, что там мы можем и наслаждаться, и печалиться – это касается впечатлений от всех пластов наследия этой земли. Так ширятся ряды "любителей Калининградской области", которые приезжают уже не столько с туристическими целями, сколько с идеями и кампаниями.
– Как меняется стратегия за последние годы?
– Культурная стратегия последних лет – привозить в Черняховск молодых людей, профессионалов, интересующихся, видящих перспективу, черпающих вдохновение. Так проходят летние школы, семинары, фестивали, прочие активности, названия которым еще придумываются. Своим присутствием эти люди окультуривают пространство вокруг себя, что, собственно и необходимо в этих местах.
Вокруг Инстербурга за несколько лет возникло несколько групп, регулярно окучивающих это пространство. У каждого свои области приложения интересов: наша тема – то, что относится к современному творчеству, современным видам искусства. Фестиваль современного искусства в средневековом замке – идея экспериментальная, она апробировалась на протяжении нескольких лет. Формат, когда собиралось всего побольше и выставлялось под открытым небом, себя уже исчерпывает. Фестивали вообще – явление традиционной культуры, когда год за годом показывают одно и то же. А здесь хотелось именно экспериментировать, пускай даже под обычными лозунгами, хотя для местных жителей обычными их не назовешь.
Замковый котел
– Что изменилось со времени первого Инстерфеста, который проходил в 2007 году и назывался "Созидание и разрушение"? Насколько я понимаю, для вас уже неактуален формат фестиваля, почему?
– Первое вторжение современного искусства в замок в 2007 году показало, что мы имеем дело с прекрасной международного уровня арт-резиденцией для художников. Интуитивно удалось создать такие условия. В следующий раз акцент был сделан на кооперации художников и музыкантов для совместного творчества. Позже стало понятно, что надо перестать вариться в замковом котле и начать затрагивать более общие, важные для всего города темы. Кроме регулярного появления культурных артефактов и источников, важно стало указывать на проблемные места. Фестиваль, который проводился в замке Инстербург на протяжении пяти лет, теперь достиг своего логического завершения, пусть даже жители Черняховска или Калининграда почти не знают о существовании сего действа. Мы предлагаем местным жителям задуматься об их месте в городе, о городе в их жизни.
Таким образом, постепенно, осознав неисчерпаемость экспериментальных методик, одновременно с абсолютной незаинтересованностью и жителей, и администрации в подобных мероприятиях, пришли к идее о первооснове городского существования. Начало города – замок, идея города – его имя. Первый и самый важный вопрос, самоопределение горожан. Кто такие эти люди, что здесь живут? Проживающие на бывшей немецкой территории, ставшие здесь правоприемниками под прикрытием Ивана Черняховского. Как они соотносят себя с именем города? Вот если, например, они приедут в столицу и там их спросят "откуда вы"? С гордостью ли ответят или скажут потупив взор "да так... из Калининградской области...". Потому, кажется, очень важным сейчас поразмышлять о мифологеме города. Ведь должен быть у города миф. Выставкой проектов нового памятника Черняховскому мы определяем, наверное, искусственно, сектор фантазий для будущего. Двадцать первый век дает нам простор еще более широкий, чем век двадцатый, поэтому в нем могут с равным уважением сосуществовать идеи, как классические, так и абсолютно новаторские.
Без названия
– Как теперь следует называть событие, если не международным фестивалем современного искусства?
– Это мероприятие еще не имеет названия, но оно уже стремиться не называться фестивалем. Самая частая ошибка у зрителей: называть Инстерфест Интерфестом. Нам даже партию футболок запороли. Подсознательная ошибка говорит о глубоких противоречиях выбранного тезиса: нам подсказывают, что надо переходить к междуфестию.
– Что увидели в Инстербурге те, кто добрались до Черняховска 16 июля?
– В цитадели замка Инстербург показывали проекты памятника Ивану Черняховскому. Десяток проектов предоставили архитекторы из разных стран Европы. Поставить памятник генералу не так-то просто, и вовсе не то, что нужно. За проектами стоят серьезные советы жителям и руководителям города, в них содержится готовая мифологема. Кроме этого, в Замке собрались несколько компаний – музыкальных и художественных, чтобы придать официальному событию неофициальный характер…
Фото: КЛОПС.ру