Открытое письмо
Общественного совета по сохранению историко-культурного наследия при Главе
администрации МО «Черняховский муниципальный район»
Уважаемые черняховцы!
Просим вас принять активное участие в обсуждении вопроса о замене брусчатой мостовой улицы Ленина на асфальтобетон.
Считаем, что замена брусчатого покрытия на асфальтобетонное не только нецелесообразна, но и крайне нежелательна, поскольку ничто не сможет компенсировать негативные последствия для всего города от осуществления этой идеи. Тем более что брусчатое дорожное полотно на всей протяженности улицы вполне сохранно и находится в удовлетворительном состоянии. Имеются лишь точечные «проблемные места», и, по мнению специалистов, достаточно было бы лишь локальных работ по корректировке профиля (даже это не обязательно именно сейчас).
Подчеркиваем, что Черняховск – единственный город области, где еще сохранилась цельная дорожная текстура, которую нужно только поправить. Она обладает великолепными регенеративными свойствами – способностью к восстановлению с помощью рук – и не требует огромных капиталовложений, по сравнению с затратами на современное асфальтобетонное покрытие. Брусчатка, в отличие от асфальта, нетоксична. Это экологичный природный материал: брусчатое покрытие не размягчается при нагревании, не «плывет» и не выделяет при этом летучих продуктов, вредных как для человека, так и для зеленых насаждений (а, как известно, в условиях городской среды и при ее обустройстве предпочтение должно отдаваться естественным, безопасным для здоровья материалам). Она экономична и удобна для демонтажа при проведении земляных работ (ремонт водопровода, прокладка кабеля и т.д.); по завершении работ все ту же брусчатку укладывают вновь; при проведении аналогичных работ с асфальтобетонным покрытием требуются новые материалы на замену раздробленной части такого покрытия, из-за чего образуются «заплаты» на дорожном полотне, нарушаются цельность его структуры и эстетический вид. Брусчатке присущи высокая прочность, повышенная морозоустойчивость, низкая истираемость, химическая стойкость к солям и другим веществам. Улицы Черняховска уже асфальтировали в 1970-е годы, но, слава Богу, не снимали брусчатку. Поэтому город не остался «на голой земле», когда в 1980-90-е асфальт снимали: власти признали, что спор между асфальтом и брусчаткой в пользу последней решила сама история.
Брусчатка экономична и долговечна, тогда как, даже теоретически, самое современное асфальтобетонное покрытие прослужит от силы 10 лет. Брусчатка декоративна и эстетична, гармонично сочетается с другими элементами благоустройства, что придает особый шарм исторической улице. И неслучайно наши приграничные соседи – Польша, Литва, а также Германия и другие европейские страны (там умеют считать деньги) – с успехом используют ее в реконструкции городских территорий, а теперь даже и в поселках.
В случае, если будет принято решение о замене брусчатки, при производстве асфальтобетонных работ возникнет целый ряд сложных проблем, связанных с отсутствием чертежей и схем коммуникаций, которые по большей части проложены в довоенное время. Сама улица обретет самый заурядный вид и уже через 3–4 года покроется «заплатками». И опять потребуются многомиллионные «вливания» на ее ремонт.
Улица Ленина, вкупе с улицей Пионерской и другими улицами местного значения, буквально «держит» город, сохраняя его самобытность и неповторимый исторический колорит. Ее история восходит к 15-му веку, а брусчатая мостовая, построенная в Инстербурге по традиционным технологиям как покрытие капитального типа во 2-й половине 19-го века, является объектом наследия материальной культуры и важным элементом исторического облика города в целом. Замена брусчатки на асфальт лишит Черняховск этого своеобразия, что нанесет серьезный удар по перспективам развития туризма. Город потеряет свое «лицо», столь привлекательную для его гостей непохожесть на другие города.
Нами уже направлены обращения в администрацию района и областное правительство (с этими материалами вы можете ознакомиться на сайте angrapa.info).
Дорогие земляки! Сохраним в родном городе то, что еще можно сохранить.
P.S. Что касается шума от колес автомашин, то он гасится зелеными насаждениями. Да и современные окна (которыми, кстати, многие из жителей уже заменили прежние) обладают хорошей шумоизоляцией. 65 лет этот шум никому не мешал, а ныне вдруг стал «проблемой №1». Куда больше страдают от шума жители ул. Калининградской, но она давно в асфальте.
Г.В. Каштанова-Ерофеева (председатель совета),
Л.В. Климова (секретарь), А.И. Бартникас, А.В. Кленовый, О.А. Кошелева, А.К. Оглезнев, В.Н. Хабибуллин, В.М. Четырин, В.И. Яновский.