От Правил к Порядку
Во исполнение приказа Минэкономразвития России от 08.09.2006 г. №268 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства» (далее - Правила) в целях реализации Федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости» с 1 июля 2008 г. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Калининградской области (в настоящее время филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области), как один из участников пилотного проекта (единственное учреждение по Северо-Западному округу) на территории Калининградской области приступило к ведению Единого государственного реестра объектов капитального строительства (ЕГРОКС).
Внедрение ЕГРОКС осуществлялось поэтапно и, как видно из статистики, (Рис. 1 «Динамика принятых заявлений 2008-2012гг.») темпы обращений за внесением сведений в ЕГРОКС и внесением изменений по области с каждым годом увеличивались.
Рис. 1 «Динамика принятых заявлений 2008-2012гг.»
Так как в соответствии с утвержденными правилами обратиться с заявлением о внесении сведении в ЕГРОКС имели право только органы технической инвентаризации, аккредитованные на проведение указанной деятельности, то в период действия Правил, а именно с 2008г. по 2012г. включительно заявителем на территории области являлось единственное аккредитованное предприятие – Калининградский филиал ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». С одной стороны, для нашего учреждения это было удобно, в плане складывающейся единообразной практики предоставления документов, а так же при проведении анализа ошибок, являвшихся основанием для отказа во внесении сведений в ЕГРОКС. Фактически, работа велась без участия заинтересованных лиц по технологии принципа «одного окна»: гражданин обращался в БТИ за подготовкой документов для обеспечения внесения сведений в ЕГРОКС, представитель БТИ в свою очередь представлял эти документы в Палату. В случае вынесения решения об отказе Палата взаимодействовала с БТИ напрямую, без участия заинтересованного лица. Необходимо отметить, что были и свои минусы в существовавшей системе. Учитывая тот факт, что БТИ является коммерческой организацией, заинтересованные лица были не довольны отсутствием возможности самостоятельно без услуг БТИ обращаться в Палату с заявлениями о внесении сведений в ЕГРОКС.
В отношении получения сведений в виде кадастровых паспортов о ранее учтенных объектах, хотелось бы отметить, что граждане по привычке обращались в БТИ, где им предлагалось платно пройти новую инвентаризацию, не понимая, что в большинстве случаев этого не требовалось, так как сведения о ранее учтенных объектах – зданиях, помещениях, сооружениях и т.п. были переданы из архивов БТИ и внесены в базу данных учреждения, и предоставляются на безвозмездной основе в срок не более 5 дней.
С вступлением в силу Приказа Министерства экономического развития РФ №577 от 14.10.2011г. «О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства» технология осуществления учета указанных видов объектов недвижимости была изменена.
Во многом указанный нормативный акт приближает технологию осуществления государственного технического учета к ведению государственного кадастра недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», что влечет за собой единообразный подход к осуществлению кадастровых действий, как в отношении земельных участков, так и в отношении объектов, расположенных на них.
Что внес новый порядок в совершенствование технологии учета объектов капитального строительства? У граждан и юридических лиц появилась возможность выбора того лица, а именно кадастрового инженера, с которым заключается договор на подготовку технического плана, необходимого для постановки на учет объекта (Рис.2 «Сравнительный анализ представленных технических планов, подготовленных БТИ и кадастровыми инженерами»). Заинтересованные лица самостоятельно могут обращаться в орган кадастрового учета за совершением тех или иных действий, в том числе, как и в отношении земельных участков за постановкой на учет вновь созданного объекта в праве обратиться любое лицо.
Хотелось бы отметить, что правилами ведения ЕГРОКС были предусмотрены только процедуры принятия решения об отказе или принятии положительного решения о внесении сведений об объекте в ЕГРОКС. Сегодня орган кадастрового учета имеет возможность принять решение о приостановлении процедуры постановки на учет объекта, тем самым давая возможность заявителю исправить причины, предусмотренные пунктом 57 Порядка, послужившие основанием для вынесения соответствующего решения, например, представить дополнительные документы (за исключением конечно, случаев, если в соответствии с федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться органом кадастрового учета самостоятельно, в порядке межведомственного информационного взаимодействия) (Рис.3 «Соотношение количества принятых заявлений к количеству вынесенных решений об отказе или приостановлении»).
Рис.2 «Сравнительный анализ представленных технических планов, подготовленных БТИ и кадастровыми инженерами»
Рис.3 «Соотношение количества принятых заявлений к количеству вынесенных решений об отказе или приостановлении»
Бесспорно, одним из основных новшеств в постановке на учет зданий и сооружений, является необходимость предоставления сведений о координатах характерных точек контуров указанных объектов. Наполнение базы данных указанными характеристиками позволяет соблюдать принцип неделимости объекта, отражает его неразрывную связь с земельным участком, на котором располагается объект (Рис.4 «Микрорайон застройки индивидуальных жилых домов в Зеленоградском районе, п. Заостровье, на побережье Балтийского моря»). В целях повышения качества и доступности предоставляемых услуг, совершенствования технологии открытости сведений Росреестром уже реализуется процедура отображения сведений о зданиях и сооружениях на публичной кадастровой карте http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline/.
Конечно, у специалистов органа кадастрового учета, как и у кадастровых инженеров, возникают вопросы при реализации Порядка, что в целом не влияет на непрерывность процедуры постановки на государственный учет, а наоборот влечет за собой накопление опыта и практических навыков, а также рождает новые предложения для совершенствования технологии кадастрово-учетных действий.
Заместитель директора - главный технолог
филиала ФГБУ «ФКП Росреестра»
по Калининградской области
Наталья Ильинична Сибирева
Пресс-служба ФГБУ "ФКП Росреестра" по Калининградской области.