Восточная Пруссия, особенно ее северная часть, имела развитую сеть железных дорог. Периодом наиболее бурного железнодорожного строительства стала вторая половина XIX - начало XX века, вплоть до Первой мировой войны. В эти годы в регионе была создана основа железнодорожных сообщений между наиболее крупными городами провинции (на севере - Кёнигсберг, Инстербург, Тильзит; на юге - Алленштайн и Лик) с выходами к морю и в приграничные районы. На линиях использовалась стандартная европейская калея шириной 1435 мм. Первая железнодорожная линия, соединившая Берлин с Кёнигсбергом, была торжественно открыта 2 августа 1853 года. Через 7 лет начала действовать восточная магистраль Кёнигсберг - Эйдткунен. Надо отметить, что планы строительства основных дорог в приграничных районах заблаговременно согласовывались между немецкой и российской стороной. Значительное внимание уделялось строительству железных дорог небольшой протяженности со стандартной колеей. В 1865 году восточная магистраль получила свое продолжение, соединив Кёнигсберг с портом Пиллау. В 1885 и 1900 г.г. соответственно открылось сообщение между Кёнигсбергом и морскими курортами Кранц и Раушен. Особое место заняло создание в начале XX века сети малых узкоколейных линий (ширина колеи 750 мм), которые как бы заполнили промежутки между путями стандартной ширины. Они связали Кёнигсберг и районные центры с сельскими населенными пунктами. Узкоколейки имели остановки почти у каждой деревни, на перекрестках сельских дорог, на главных просеках лесничеств. Минимальные расстояния между станциями не превышали 0,5-1 км. Первая узкоколейная дорога, соединившая Кёнигсберг с Куршским заливом (Шааксвитте-Каширское), была построена в 1899-1900 г.г. Как известно, разветвленная система железных дорог Восточной Пруссии сыграла важную роль в боевых действиях на этой территории в Первую мировую войну. В 20-30 годы железнодорожные сообщения на севере провинции продолжали совершенствоваться. В этот период проложена вторая колея на линиях Кёнигсберг - Берлин, Кёнигсберг - Эйдткунен, Тильзит - Инстербург - Гердауэн; построена железнодорожная ветка Хайлигенбайль - Прейсиш-Эйлау; достраивалась кольцевая дорога на Земландском полуострове; осуществлена капитальная перестройка кёнигсбергского железнодорожного узла. К 1939 году протяженность ж.д. сообщений на севере Восточной Пруссии составила 1823 км, в т.ч. двухколейных - 578, одноколейных - 803, узкоколейных - 442. Действовали 184 ж.д. вокзала и 240 остановочных пунктов. Наиболее крупными ж.д. узлами, кроме Кёнигсберга, Инстербурга и Тильзита, являлись Гумбиннен (Гусев), Гердауэн (Железнодорожный), Фридланд (Правдинск), Тапиау (Гвардейск), Цинтен (Корнево), Шталлупёнен (Нестеров), Даркемен (Озерск) и Толльмингкемен (Чистые Пруды). После 1945 года в результате государственной границы, отделившей Калининградскую область от Польши, единая сеть железных дорог провинции была разрушена, а большая часть местных линий, особенно в южных и восточных районах области, разобрана. Железнодорожные линии, разобранные после 1945 года Широкая колея 1. Зеленоградск (Кранц) - канал Куршского залива (Кранцер Беек). 2. Переславское Западное (Мариенхоф) - Парусное (Гафкен). 3. Мамоново (Хайлигенбайль) - Корнево (Цинтен) - Багратионовск (Прейсиш-Эйлау). 4. Красноармейское (Первилтен) - Корнево (Цинтен) - Пиненжно (Мельзак), Польша. 5. Нивенское (Виттенберг) - Владимирово (Тарау) - Славское (Кройцбург). 6. Комсомольское Новое (Лёвенхаген) - Домново (Домнау) - Правдинск (Фридланд) - Железнодорожный (Гердауэн). 7. Чистополье (Боткайм-Постенен) - Барташицы (Бартенштайн), Польша. 8. Знаменск (Велау) - Дружба (Алленбург) - Правдинск (Фридланд). 9. Железнодорожный (Гердауэн) - Крылово (Норденбург) - Венгожево (Ангербург), Польша. 10. Черняховск (Инстербург) - Озёрск (Даркемен) - Гольдап, Польша. 11. Гусев (Гумбиннен) - Озёрск (Даркемен) - Венгожево (Ангербург), Польша. 12. Гусев (Гумбиннен) - Чистые Пруды (Толльмингкемен) Лесистое(Нассавен) - Гольдап, Польша. 13. Краснолесье (Гросс Роминтен) - Гольдап, Польша. Основная часть ветки Нестеров (Шталлупёнен) - Чистые Пруды - Краснолесье включительно сохранена и используется в хозяйственных целях. 14. Неман (Рагнит) - Добровольск (Пиллькаллен) - Нестеров (Шталлупёнен). Узкоколейки 15. Калининград (Кёнигсберг) - Гурьевск (Нойхаузен) - Каширское (Шааксвитте) с ответвлением в Гвардейск (Тапиау). 16. Полесск (Лабиау) - Гвардейск (Тапиау) - Правдинск (Фридланд). 17. Черняховск (Инстербург) - Крылово (Норденбург) - Барциане (Бартен), Польша - Железнодорожный (Гердауэн) с ответвлениями в Новостроево (Тремпен) и Казачье (Линденхоф). 18. Черняховск (Инстербург) - Большаково (Гросс Скайсгиррен) с ответвлениями в Жаворонково (Вирбельн) и Зелёново (Минхенвальде). 19. Черняховск (Инстербург) - Ульяново (Краупишкен) - Неман (Рагнит). 20. Добровольск (Пиллькаллен) - Краснознаменск (Лазденен) с ответвлениями в Кутузово (Ширвинд) и Разино (Дористаль). 21. Советск (Тильзит) - Смалининкай (Шмалленинкен), Литва. 22. Щегловка (Бриттаниен), севернее Славск - Ясное (Каукемен) - Мысовка (Каркельн) с ответвлением в Заповедное (Зекенбург).