Авиационная ул. – Плюшовштрассе.
Бакинская ул. – Симон-Дах-штрассе. Симон Дах (1605-1659) – немецкий поэт, автор стихов известной песни «Анхен из Тарау», родился в Мемеле (Клайпеда).
Богдана Хмельницкого ул. – КарлФрайбургерштрассе.
Виноградная ул. – Кантштрассе. Иммануил Кант (1724-1804) – немецкий философ, родился в Кенигсберге.
Водопроводная ул. – Шпритценштрассе (букв. «Пожаронасосная ул.»).
Гагарина ул. – Казерненштрассе («Казарменная ул.»)
Гастелло ул. – Ренвег.
Гвардейская ул. – Альберт-Штадиштрассе, в честь местного промышленника (кирпич).
Гоголя ул. – Аугуст-Квандельштрассе.
Горького ул. – Отто-Райнке-штрассе.
Госпитальная ул. – Кальвинштрассе. Жак Кальвин (1509-1564) – французский деятель Реформации, основатель кальвинизма.
Гусевское шоссе – Гумбиннерштрассе («Гумбинненская ул.»).
Дачная ул. – Герихтштрассе, Шлоссштрассе, Альтхёфер Вег («Судейская ул.», «Замковая ул.», «Дорога Старого Двора» [«Дорога на Альтхоф»]).
Демьяна Бедного ул. – Фритц-Чирзештрассе.
Дзержинского ул. – Фридхофсвег («Кладбищенская дорога»).
Железнодорожная ул. – Кляйнбанштрассе («ул. Узкоколейной железной дороги») и Людендорфштрассе, в честь Эриха Людендорфа (1865-1937) – военного и политического деятеля Германии, в сентябре 1914 года находившегося в Инстербурге.
Заводская ул. – Брауэрайштрассе («Пивозаводская ул.»).
Замковая ул. – Шлоссштрассе («Замковая ул.»).
Калинина ул. – Форхештрассе, в честь адвоката Форхе.
Калининградская ул. – Кенигсбергер штрассе и Зирштрассе, в честь известного юриста по фамилии Зир.
Каретная ул. – Лилиентальштрассе («ул. Долины Лилий»).
Карла Маркса ул. – Шлентерштрассе, в честь аптекаря Эрнста Шлентера.
Кирова ул. – Отто-Розенкранцштрассе, в честь президента Гумбинненского округа.
Колхозная ул. – Линденвег («Липовая дорога»).
Комсомольская ул. – Иорданштрассе. Иордан Вильгельм (1819-1904) – немецкий писатель, родился в Инстербурге на Прегельштрассе, 18/19 (сейчас Прегельная ул., дом не сохранился), прославился своими «Нибелунгами» (переложение древненемецкого эпоса).
Красноармейская ул. – Зеекштрассе.
Крупской ул. – Дойчештрассе («Немецкая ул.»).
Кузнечная ул. – Гуттманштрассе. Эдуард Гуттман так же, как и ШультцеДелитч (см. «Воскресение» №7), был основателем Кредитного объединения немецкого Востока.
Куйбышева ул. – Биркенвег («Березовая дорога»).
Курчатова ул. – Аугусташтрассе, в честь императрицы Аугусты.
Кутузова ул. – Гердерштрассе. Иоганн Гердер (1744-1803) – немецкий философ и писатель, родился в Морунгене (Восточная Пруссия), ученик Канта.
Ленина пл. – Альтер Маркт («Старая площадь») [«Старый рынок»].
Ленина ул. – Гинденбургштрассе. Пауль фон Гинденбург (1847-1934), немецкий генерал-фельдмаршал, в 1925 – 1933 годах президент Германии. В сентябре 1914 года находился в Инстербурге.
Ленинградская ул. – Прегельторштрассе («ул.Прегельных ворот»). Генерал-Литцман-штрассе.
Лермонтова ул. – Арно-Кальвайтштрассе.
Лесная ул. – Блюхерштрассе. Гебхард Леберехт фон Блюхер (1742-1819) – прусский генерал-фельдмаршал, участник войны с Наполеоном, главнокомандующий прусской армией в сражении при Ватерлоо.
Линейная ул. – Вилли-Хёлгерштрассе.
Ломоносова ул. – Штальгассе.
Льва Толстого ул. – Театерштрассе.
Мичурина ул. – Зольдауер штрассе, в честь города Зольдау.
Московская ул. – Торнер штрассе, в честь города Торн.
Моторная ул. – Веферштрассе.
Народная ул. – Киффхойзерринг.
Нахимова ул. – Росситтенер Вег, в честь поселения Росситтен (сейчас пос.Рыбачий на Куршской косе).
Октябрьская ул. – Георгенбургерштрассе.
Осипенко ул. – Румейштрассе.
Орджоникидзе ул. – Аргоннерштрассе.
Офицерская ул. – Лигнитцерштрассе, в честь города Лигнитц (город-побратим).
А теперь совершим прогулку по довоенной Цигельштрассе. С левой стороны на углу стояло здание, на первом этаже которого находился продовольственный магазин. Вообще, почти на всей улице первые этажи занимали магазины или мастерские. До теперешнего завода «Техмаш» в левую сторону уходили два переулка, которые не сохранились. Перед «Техмашем» стояло здание с проездом к заводу. Здание это первоначально было пивным заводом «Дойче Браухаус», основанным в 1891 году. Позже, в 1917 году, в нем разместились Восточно-Прусская проволочная фабрика и колбасный заводик.
Следующее здание – Сетевой Нефтяной банк, до этого клуб «Техмаша», – построено в 1897 году как баптистская церковь. Баптистское вероучение позволяло креститься во взрослом возрасте. В Инстербургской баптистской церкви для этой цели были алтарь с ритуальной чашей. Во дворе церкви, в саду, после крещения, а также после занятий в воскресной школе вместе с проповедником и дьяконессой пили кофе с пирогами. В летнее время в хорошую погоду на городской купальне («Белая стенка») также проводилось крещение, что, по мнению горожан, было примитивно. После войны была сделана пристройка у входа в церковь.
Очевидцы рассказывают, что на этой улице в 1946 году почти все дома были разрушены, и только Меланхтонская кирха оказалась целой.
Эта вторая лютеранская кирха Инстербурга была названа в честь Меланхтона, сподвижника Мартина Лютера. Открытие ее состоялось 27 июня 1911 года под колокольный звон. При этом присутствовали руководители евангелистско-лютеранской, рефоматской, старолютеранской, католической и еврейской общин, а также «отцы» города. Дверь кирхи была открыта ключом, который передал архитектор Раабе пастору Федтке, при этом они обменялись словами из Библии. Под звуки органа и пение церковного хора началось освящение кирхи. Были зачитаны благодарности людям, пожертвовавшим деньги на строительство и внутреннее убранство, подарена вода из Иордана, привезенная из Святой Земли для первого крещения. После торжественного обеда в Общественном доме (Дом офицеров) в заключительной речи пастор Федтке поблагодарил еще раз строителей: придворного каменщика Блюдау, главного строителя провинции Швартца и архитектора Раабе. Кирха была построена в стиле церквей Швейцарии и имела высоту 50 метров. После войны она была превращена в литейный цех гвоздильно-сеточного завода, предшественника «Техмаша».
Есть в районе улицы Победы, до «Баков», два переулка. В первом – один дом. Раньше это была улица ГеоргФридрих-штрассе – в честь маркграфа, даровавшего права города Инстербургу в 1583 году. Второй переулок назывался Пульверштрассе (ул.Пороховая), потому что на эту улицу был переведен пороховой склад из замка. Были и еще две улицы – Шенштрассе, в честь президента Восточной Пруссии, и Флотвелльштрассе, в честь прусского министра юстиции, уроженца Инстербурга. Первая шла параллельно двум теперешним переулкам, а вторая их соединяла. Этот район являлся перспективной застройкой. Планировалась еще одна улица, которая должна была соединить нынешнюю улицу Калининградскую с улицей Победы за переездом, и даже началось строительство моста через железную дорогу. В эту планировку вписывался и 3-й переулок Победы, носивший название Вальдхаузенер штрассе, но война помешала осуществлению этих планов.
Дом №2 в 3-м переулке построен на немецком фундаменте, а его предшественник очень сильно пострадал еще в 1941 году от бомбы, сброшенной с советского самолета.
На углу улиц Победы и Железнодорожной находятся два старых дома, построенных одновременно с пожарным депо и предназначавшихся для семей пожарной команды. Напротив, в сторону «Баков», – производственные помещения бывшей узкоколейной железной дороги. Далее улица Победы проходила через железнодорожные пути – там был переезд. До сих пор непонятно, кому пришла в голову мысль на переезде поставить баки. На месте разрушенного военного городка перед 3-м переулком Победы во время войны был построен лагерь для военнопленных поляков, французов и русских. Бараки для военнопленных располагались вдоль всей железной дороги в районе города, вплоть до вокзала. Есть версия, что это было сделано для того, чтобы не бомбили железнодорожные пути. После войны в этих лагерях находились немцы. Так, известно, что в районе переезда были так называемые Цементлагерь и Железнодорожный лагерь.
После железнодорожного переезда улица Победы называлась Норденбургер штрассе (она шла в направлении города Норденбург, сейчас пос. Крылово), а с 1938 года Иммельманштрассе в память о бывшем владельце этих земель, прозванном в народе «человек-улей», поскольку Иммельман был признан лучшим пчеловодом Восточной Пруссии. В 1919 году он продал свое имение Амалиенау городу, и началось строительство нового микрорайона. Сначала были построены канализация с водопроводом и дороги (улицы). Улица Осипенко называлась
Ромейштрассе и вела к еврейскому кладбищу, сейчас это район производственного комбината. На улице Квандельштрассе (Гоголя) были построены дома, которые и сейчас целы, для летчиков военного аэродрома, а первым открыли детский сад для сирот (сейчас тоже детсад).
Улица Моторная называлась Веферштрассе. На ее месте раньше находился кирпичный заводик, именно потому здесь есть небольшие озерца, которые служили для забора глины. Дома, стоящие в начале улицы, также были построены для летчиков. В двухэтажном доме напротив остановки до войны был небольшой молзавод. Далее влево были еще две улицы, которые не сохранились. Направо был построен целый район небольших домов, а улицы назывались в честь известных людей Восточной Пруссии: Виноградная – Кантштрассе, Кутузова – Гердерштрассе (философ и писатель), Бакинская – Симон-Дах-штрассе (поэт, автор слов песни «Анхен из Тарау») и еще три несохранившиеся улицы с выходом на улицу Чкалова – Штайнштрассе («Каменная улица»). 4-й переулок Победы до войны не был улицей. На этом месте стоял кирпичный завод. Улица Гастелло называлась Хакенвег, и левая ее часть от улицы Победы – Ронвег. Авиационная имела название Плюшовштрассе, а Полевая – Германсхоф, по названию имения, находившегося ранее на месте аэродрома, построенного в 1916 году. Далее улица Победы продолжалась по территории аэродрома и выходила на шоссе в сторону пос.Тельманово (тогда Дидлакен).
Часть улицы Победы имеет асфальтовое покрытие, положенное на бетонные аэродромные плиты, хотя под ними была нормальная мостовая, по бокам которой находились тротуары. Почему их уничтожили? Добавим, что пассажирское сообщение с центром города осуществлялось троллейбусом.
Это название заключает в себе для сведущего человека не только целую главу в истории культуры, но и является широким образом представлений о духовной жизни прежних времен. Раньше не считалось позорным или неприятным, когда тебе часто напоминали о наказующем правосудии.
Название улицы, несомненно, происходит от того времени, когда здесь жил инстербургский палач, поселившийся в пригороде во времена Немецкого ордена. Еще на рубеже XIX и ХХ веков дом №10 назывался домом, «в котором жил палач», – и только в 1840 году тот переехал в дом поблизости с Альтхофом (пос.Школьный). В музее Общества старины показывали принадлежавшие палачам два меча и плаху. Кроме того, до 1879 года в ландгерихте находилась железная клетка как орудие пыток (позже она была продана на металлолом). Ведь помимо совершения смертной казни палачу также нужно было проводить пытки.
Во времена Ордена смертный приговор мог выноситься или утверждаться только комтуром (наместником магистра и главой района), а потом наместником герцога или учрежденными позже судами низшей инстанции. Чтобы добиться показаний, применялись страшные орудия пыток, которые с середины XVI века все больше входили в обиход в Пруссии и на протяжении 250 лет были главной опорой правосудия и ужасом для обвиняемых. Смертный приговор назначался в то время зачастую и не за особо частые преступления. При герцоге Альбрехте во всем герцогстве казнить и пытать должен был палач из Кенигсберга. Однако он мог сдавать свое хорошо оплачиваемое ремесло в аренду местным палачам, которые затем подчинялись ему. В Инстербурге младший палач Грегор Линк арендовал до 1611 года у кенигсбергского старшего палача Ваненфукса ремесло за 400 талеров в год. Когда старший арендодатель поссорился с младшим арендатором, то Линк выпросил у инстербургского наместника выполнение казней напрямую. Чтобы увеличить свои доходы, наместник откликнулся на это предложение. Если учесть, что казни и пытки в то время были частыми, то арендатор был в выгодном положении, несмотря на то что аренда была в 8 раз выше, чем оклад ректора латинской школы Инстербурга. Земельное право 1721 года установило следующие пошлины для палачей: удары розгами – 5 шиллингов, казнь мечом, повешение – 3 марки, колесование – 5 марок, сжигание – 10 марок, вырывание языка – 1 марка 30 шиллингов, расходы на круглосуточное питание – 3 марки. Однако он лишался права забирать у самоубийц все то, что у них имелось. Зато после казни мечом все имущество уходило палачу. Кроме того, палач получал за закапывание трупа после повешения 6 марок. Место казни находилось слева от дороги на Георгенбург, сразу за мостом через реку Ангерапп. Последняя казнь состоялась там в 1840 году.
Расположенная за кирхой латинская школа была построена на церковном дворе и на церковные деньги. Судя по изданной в 1750 году книге Пизанского, школа была построена в 1572 году. Это было одноэтажное фахверковое здание. В 1694 году школа была перенесена в более массивное здание рядом с кирхой. В старой же латинской школе долгое время был музей Общества старины города Инстербурга. В соседнем доме церковных служащих в XVIII веке и начале XIX располагалась литовская церковная школа.