ИЗ ХРОНИКИ
1612. Построена Лютеранская кирха (башня из дерева).
1646. Первые в городе часы на башне кирхи.
1686-1687. Пастор Фридрих Портациус (род. в 1643), сын Анхен из Тарау (умерла в 1689 в Инстербурге).
1727. Башня кирхи перестроена в стиле ренессанс.
1763. Новый орган кенигсбергского мастера Пройса; скульптор фигур на органе – Гедофски из Кенигсберга.
1776. На шпиль башни водружен флюгер в виде прусского орла на позолоченном шаре диаметром 1 метр, часы диаметром 3 метра.
1832. Башня перестроена в стиле немецкой готики.
1912. Последняя перестройка башни – снова в стиле ренессанс.
1952. Один колокол из кирхи, после нахождения на складе колоколов (под переплавку) в Гамбурге, был размещен в кирхе Святого Николая (700 лет) в Ганновере-Ботфельдере (ФРГ).
1976. Кирха взорвана после пожара, до этого была помещением мебельной фабрики и складом.
1612. Построена Лютеранская кирха (башня из дерева).
1646. Первые в городе часы на башне кирхи.
1686-1687. Пастор Фридрих Портациус (род. в 1643), сын Анхен из Тарау (умерла в 1689 в Инстербурге).
1727. Башня кирхи перестроена в стиле ренессанс.
1763. Новый орган кенигсбергского мастера Пройса; скульптор фигур на органе – Гедофски из Кенигсберга.
1776. На шпиль башни водружен флюгер в виде прусского орла на позолоченном шаре диаметром 1 метр, часы диаметром 3 метра.
1832. Башня перестроена в стиле немецкой готики.
1912. Последняя перестройка башни – снова в стиле ренессанс.
1952. Один колокол из кирхи, после нахождения на складе колоколов (под переплавку) в Гамбурге, был размещен в кирхе Святого Николая (700 лет) в Ганновере-Ботфельдере (ФРГ).
1976. Кирха взорвана после пожара, до этого была помещением мебельной фабрики и складом.
Точная дата возведения кирхи не известна, но она издавна находилась если не в деревне Шпарге, то, уж, во всяком случае, в городе Инстербурге. Лео не упоминает ее среди католических кирх, в то время как Теппен называет кирхи в Инстербурге, Норкиттене, Гумбиннене, Георгенбурге, Заалау, основанные Орденом.
В качестве первого евангелического священника в 1537 году упоминается Тортиловитц фон Батоцки [Тортиловиус фон Батоки]. В 1590 году, во время первого большого пожара в городе, кирха, вместе с домом священника и школой, очевидно, не слишком пострадала. На ее фундаменте в 1610-1612 годах и была построена из кирпича Лютеранская пфарркирха чуть в стороне от главной площади города. Этот фундамент на северной и восточной сторонах был сложен из глыб неотесанного камня, оставшегося от первой церкви.
Коробчатая, лишенная хоров постройка зального типа возведена из кирпича с цепной перевязкой швов в стиле орденских церквей. Основной объем кирхи под высокой двухскатной крышей размером 38,22х18,63 метра имеет пять поперечных осей. На западной стене продольного нефа выложен ромбовидный узор из спекшегося кирпича на известковом растворе.
В 1646 году на башне появились первые в городе часы. Во время Тридцатилетней войны кирха получила богатое внутреннее убранство. В 1644-1652 годах Михаэль Цайгерман создал потолочные изображения. По традиции художник отобразил себя в одной из фигур росписи – Иуда среди сыновей Якова на северных хорах. В 1622 году Фреднер расписал дорогой алтарь. Настоящими произведениями искусства резьбы по дереву стали образы апостолов, изготовленные в 1638 году. В церкви стоял отличный орган, цоколь был также украшен резьбой по дереву.
Стены и колонны церкви украшали эпитафии. О трагических для города годах чумы рассказывала картина, выполненная клеевыми красками на эпитафии проповедника Николаи (1627). Эпитафия гауптмана фон Добенека (1583-1645) была выполнена из алебастра. Интересна была и картина о захвате Инстербурга татарами, которая находилась в эпитафии пастора Педануса, умершего в 1657 году.
В 1686-1687 годах в церкви служит пастор Фридрих Портациус (род. в 1643), сын Анхен из Тарау (умерла в 1689 в Инстербурге). В 1727 году башня кирхи перестроена в стиле ренессанс. В 1763 году установлен новый орган кенигсбергского мастера Пройса, скульптор фигур на органе – Гедофски из Кенигсберга. В 1776 году на шпиль башни водружен флюгер в виде прусского орла на позолоченном шаре диаметром 1 метр, часы диаметром 3 метра. В 1832 году башня перестроена в стиле немецкой готики. В 1912 году предпринята последняя перестройка башни, снова в стиле ренессанс.
Изящная купольная крыша с изогнутым абрисом и фонарем, служившая верхней смотровой площадкой, была отреставрирована в 1912 году по старинным чертежам. Немногочисленные декоративные элементы башни сохраняют готическую форму арок и относятся к первому этап устроительства. На западной стороне – две небольшие башенки с лестницами, стены которых выдаются вперед в виде четвертей круга. Окна и двери стрельчатые, причем заложенная профилированная дверь на северной стороне относится к строительству 1610-1612 годов, а остальные двери обновлены.
Согласно рукописям Хеннинга, при строительстве кирхи были израсходованы 361 тысяча кирпичей и 2920 тонн извести. Учитывая несколько увеличенные, по сравнению с современными, размеры кирпичей, это вполне соответствует объемам выполненной кладки. В 1724 году в кирхе был пожар, но ее удалось спасти. В 1727 и 1757 годах башня подвергалась частичной перестройке, а в 1832 году был надстроен новый ярус.
При решении внутреннего пространства церкви строители отказались от средневекового арочного членения в пользу пространственной целостности. Учитывая, что этот регион с точки зрения искусства стал развиваться сравнительно поздно, убранство церкви можно признать даже богатым. Два ряда очень изящных восьмигранных деревянных колонн, покрытых резьбой, выполненной скульптором из Кенигсберга Исааком Авальдом, несут плоское перекрытие, расписанное Михаэлем Цайгерманом из Инстербурга и его помощником Хансом Менио в 1644-1653 годах. Художники производили роспись потолка, начиная с восточной его части, а по окончании работ подписали свое произведение. Идея живописной росписи принадлежит священнику Матиасу Зетусу, умершему в 1654 году, который «изобрел живопись на потолке церкви и свершения творения, искупления и вознесения распорядился искусно изобразить и объясняет таковые изображения библейскими и иными изречениями отцов церкви». Его портрет висел позади алтаря справа.
Роспись потолка разделялась на три части – центральный неф, северный и южный приделы.
В центральном нефе, в свою очередь, выделялось пять основных сюжетов, окруженных меньшими по размеру композициями.
1. Над алтарем изображен Бог Отец с земным шаром. Вокруг него – головки херувимов и только что созданные звери. Эту картину окружают дополнительные сюжеты: сотворение Адама, сотворение Евы, горящий Содом и Лот с ангелом.
2. Грехопадение (Лот со своими дочерьми, Сарра возвращается к Аврааму от Авимелеха. Книга Моисеева, 20).
3. Ноев ковчег (подготовка к строительству ковчега, жертвоприношение Ноя под радугой, сон Иакова о лестнице на небо).
4. Вавилонское столпотворение (спящий Даниил лежит в зале, и ему видится образ четырех царств – Африки, Персии, Греции и Рима; ужинающий Валтасар).
5. Завоевание Земли обетованной (стены Иерихона падают от звуков труб; Голиаф и Давид; молящийся под деревом).
Картины в южном приделе, начиная от алтаря.
1. Рождество Христово с молящимися ангелами (Авраам с Саррой за дверью и три ангела; Моисей с зеленеющей палкой Аарона. Книга Моисеева, 17).
2. Распятие (Моисей с железным змием; Ангел).
3. Воскресение Христово (Самсон со львом; Иона выходит из чрева кита на землю).
4. Вознесение Христово (ангел будит пленного св. Петра; св. Илия в огненной колеснице).
5. Страшный суд (Преображение Господне с Моисеем и Илией; Ангел с ключом от преисподней угрожает сатане. Откровение Иоанна, 20).
Картины в северном приделе, начиная от алтаря.
1. Симеон с Христом-младенцем (Симеон и Анна; избиение младенцев в Вифлееме).
2. Крещение Христа (фараон спасается из Красного моря; Нееман очищается от проказы в Иордане. 4-я Книга Царств, 5).
3. Иаков борется с ангелом; трое бородатых мужчин с ангелом.
4. Тайная вечеря (старик-нищий с тремя ангелами; пасхальная трапеза).
5. Праздник Троицы (Никодим и Христос; обращение Савла).
Между этими картинами – богатый и хорошо выписанный орнамент в виде вьющихся растений и выписанные маслом латинские изречения.
Михаэлем Цайгерманом написаны также многочисленные картины на вместительных хорах, огражденных искусно выполненными перилами.
Западные хоры: 13 апостолов (включая Иуду Искариота).
Северные хоры: к 1895 году сохранились изображения 9 из 12 сыновей Иакова, а также двух внуков сыновей Иосифа. Затем следует череда портретов бранденбургско-прусских правителей. За ними – женщина с мечом и женщина со столпом.
На южных хорах: Абадиас [?], Эбедмелех [Авимелех], Сарра, Ревекка, Рахиль, Иаиль, Юдифь, Эсфирь, Богобоязненность, Благочестие, Познание, Мудрость. Затем следуют 15 гербов; под ним – ангелы, играющие на музыкальных инструментах.
А. Горн в 1888 году сделал меткое замечание в отношении живописи в этой кирхе: «Мы можем предположить, что, исходя из внутренней жизненной правды, возникшей не из фантазии, а из реальной жизни, – в образах Рувима, Симеона и других видим лишь людей, живших здесь в середине XVII века. Их крупные массивные лица, их взгляд, покрой их платья, стиль ношения шарфа, меха, шляпы, напоминают времена существования института старейшин в Восточной Пруссии после секуляризации. Такая композиция не случайна, но хорошо продумана. Напротив каждого оказывалась та фигура, которая ему ближе всего. Пивовары и купцы, взирая с южных хоров на указанных выше персонажей из Ветхого Завета, видят персонажей из своей среды: официальные писари, располагающиеся рядом с органом, взирают на сотников – на Корнелиуса из Цезареи, на сотника из Капернаума, вероятно видя в них своих собственных начальников. Рядом с официальными писарями на северных хорах сидели ремесленники, смотревшие на изображенных напротив них женщин из их среды, на осанистых персонажей с эмблемами их ремесла – весами, посохом в виде змеи, ключами, на Эсфирь целомудренную с диадемой и скипетром (ювелиры), на Юдифь воздержанную с мечом и окровавленной головой Олоферна (оружейники), на Иаиль красноречивую с молотком и зубилом (слесари), на Рахиль прелестную с садовыми ножницами и фруктами (садовники) и т.д. Во всех этих персонажах нет ничего идеального, напротив, они изображают дородных жен ремесленников в воскресном наряде, подобном тому, который можно видеть и ныне (имеется в виду XIX век).
Старейшина, совет и суд, занимавшие почетные места под хорами учеников кафедры, видели напротив себя изображения герцогов, курфюрстов и королей, изображения которых последовательно добавлялись, вплоть до современных».
Любопытно, что в образе Иуды был изображен художник Цайгерман, на посохе Иуды имелась надпись: «М. Цайгерман, 1652».
«Наряду с портретами всех властителей, – продолжает А. Горн, – появляются три идеальные женские фигуры – Вера, Справедливость, Постоянство, – в образах которых художник, вероятно, изобразил собственных дочерей».
На эмпорах органа помещены фигуры музицирующих с 32 гербами предков А. Фридриха фон Добенека и его жены; в качестве образцов служили гравюры Гольтцтуса, Заделера и Шпрангера, а для портретов курфюрстов – галерея Кенигсбергского замка. Среди сыновей Иакова находим автопортрет художника с монограммой и полным именем автора. Еще один мужской портрет датируется 1664 годом.
Алтарь, сооруженный в 1622-1624 годах, обнаруживает ларь с богатым скульптурным убранством. Это поздняя работа мастера алтаря Альтштадтской кирхи в Кенигсберге (1606).
Богатый и красивый запрестольный киот датирован 1622 годом и подарен церкви купцом Христофом Фреднером. Слева – небольшая картина Тайной вечери, справа – омовение ног св. Петром. В центре, в нише, украшенной раковинами, установлен крест, обвитый змеей. Слева, в цоколе колонны, – Моисей, справа – Иоанн Креститель.
В первом ярусе, на наружных крыльях, – четыре картины маслом: Христос в Гефсиманском саду; поцелуй Иуды; св. Петр и петух; страсти Господни. На внутренних крыльях – разные изображения четырех евангелистов. Центральное распятие, расположенное между двумя коринфскими колоннами с богатым орнаментом, представляет собой скульптурную группу: Христос на кресте, Божья Матерь с Марией Магдалиной и св. Иоанном; рядом с ними – мироносица. Рядом с Христом – три ангела с чашами, между двух меньших по размеру, покрытых орнаментом коринфских колонн – разные изображения: слева – св. Петра, справа – св. Павла с молотком и книгой. Под каждым в картуше указано имя дарителя: «Христоф Фрёднер». Слева и справа расположены украшенные раковинами ниши со стоя щими в них детскими фигурками в окружении женских фигур и ангелочков.
Над ними проходит высоко расположенный, покрытый орнаментом главный антаблемент и карниз, украшенные четырьмя выступающими скульптурными головами-масками. На карнизе, в свою очередь, расположены: слева – св. Иеремия с ярмом на шее, справа – св. Давид с арфой и две фигуры пророков или апостолов.
Далее следует второй ярус: между двух стройных коринфских колонн – картина маслом: положение Христа во гроб (свет на этой картине означает знамение), наверху завершенная полукружием и находящаяся между двух пилястров со львиными головами, расположенными в дуговых нишах, над последними – два ангелочка. Рядом, на пилястрах и нишах, стоят: слева – фигура в доспехах с книгой и пальмой, справа – Юстиция. Рядом – всевозможные плоды и детские фигурки. Позади пророков, выше их – ангел, еще выше расположен прямой антаблемент.
В третьем, завершающем ярусе, над коринфскими колоннами, стоят ангелы: слева – с крестом, справа – с посохом. Между ними – агнец со знаменем победы, над ними – воскресший Христос, а рядом с ними – по ангелочку. Все это – резьба по дереву.
На обратной стороне запрестольного киота – два портрета маслом: Лютера и Меланхтона, первоначально написанные Михаэлем Цайгерманом в 1644-1658 годах для уже не существовавшей в конце XIX века кафедры, в деревянных рамах в стиле барокко. Выше – в технике гризайль – изображения Христа, св. Марии и двух апостолов. Прекрасна кафедра с волнующей небольшой картиной нидерландской работы. Кафедра создана Филиппом Вестфалем – часто упоминаемым в это время в Восточной Пруссии мастером алтарей.
Резная кафедра шестиугольной формы относится к 1618 году. По ее углам расположены щедро украшенные орнаментом коринфские колонны на цоколях. На полях в картушах размещены четыре скульптурные фигуры евангелистов в стиле барокко, над ними украшенный орнаментом фриз; внизу он сходится в виде виноградной грозди. Все это исполнено из разноцветной бронзы на темно-коричневом фоне. Лица евангелистов покрыты живописным слоем.
Балдахин над кафедрой шестиугольный; под ним располагается скульптурное изображение голубя среди барельефных ангельских головок. Над шестиугольником волюты смыкаются кверху и венчаются пеликаном, разгрызающим себе грудь.
Дверь лестницы, ведущей к кафедре, расположена между двумя чешуйчатыми коринфскими колоннами на цоколях, несущими антаблемент с латинской надписью. Завершается эта композиция двумя скульптурами ангелочков, в центре – более крупная голова ангела в картуше.
Дверь также украшена двумя картушами. На верхнем надпись: «Х. Иоганн Нейман вместе со своей женой Анной Рёкерлинген [Рюкерлинг] распорядились оборудовать это произведение в году 1644».
Две большие гермы с изображениями атлантов (около 1620), якобы снятые со старого органа (созданного в 1589 году, многократно реставрированного в период между 1639 и 1646 годами), в довоенное время лежали в качестве подпятных камней лестницы, имели стилистическое сходство как с южными хорами, так и с кафедрой, заполнены орнаментом из вьющихся растений и головами ангелов. Наверху – карниз с иониками, внизу – фриз со связками фруктов.
Великолепная крестильная капелла после завершения была подписана Исааком Арентцем из Кенигсберга. Первоначально она имела открытое расположение колонн, в промежутках между которыми, а также на антаблементе были ряды великолепных фигур, выполненных, по крайней мере, двумя мастерами. Лица этих статуй, обнаруживающие черты славянских крестьян, а также великолепные орнаменты обладают признаками влияния нидерландского искусства. Предположительно также Арентцем выполнена и резьба по дереву в капителях колонн.
Над крестильной капеллой в центре высится фигура Спасителя, вокруг него расположены апостолы и праведники. Над дверью надпись с именем: «Клара Нагелин, 1638».
Старый орган изготовлен Иоганном Циккерманом из Каммина (Померания) в 1589 году. Этот инструмент, дарованный городским писарем Бухнером, был установлен в 1664 году. В 1764 году построен новый орган – Пройсом из Кенигсберга. Он был украшен кенигсбергским скульптором Гедофски резным орнаментом в стиле рококо. В 1776 году на шпиль башни водружен флигель в виде прусского орла на позолоченном шаре диаметром 1 метр, часы диаметром 3 метра. В 1832 году башня перестроена в стиле немецкой готики. В 1912 году предпринята последняя перестройка башни в стиле ренессанс.
На южной стороне сохранились ряды стульев (1637) с инкрустациями, выполненными в 1644 году Михаэлем Цайгерманом. Там же портреты священников в полный рост: М. Зетхуса (середина XVII века), приписываемый кисти М. Цайгермана, и преподобного Себастиана Мюллера (умер в1674). Эпитафии священников Петера Николаи и Кристофа фон Штайна, относящиеся к 1627 году, были отреставрированы Цайгерманом в 1643 году. Обе эти эпитафии алтарного типа с великолепной картиной, изображающей эпидемию чумы. В середине Смерть мечет стрелами в толпу, которая под знаменем суеты устремляется на нее. Король и нищий падают под ее стрелами. На левой стороне Харон машет своим серпом над записками, палитрой, книгами, колотушкой, резцом для гравирования и шкатулкой с панацеей. На заднем плане изображены животные в лесистой местности, также павшие от стрел смерти. Под изображением нанесены латинские двустишия. Картине присущ нидерландский колорит, в рисунке ощущается влияние Питера Брейгеля старшего.
Большая гипсовая эпитафия Адама Фридриха фон Добенека (умер в 1645) и его жены Розины (умерла в 1663) отличается холодной архитектоникой нидерландской школы и расположена возле южной стены близ алтаря. В полуциркульной нише коленопреклоненные супруги стоят перед распятием, по сторонам которого установлены гербы обеих фамилий. Затем следует низкий верхний ярус с гербами Добенеков и Киттлицев.
Под коленопреклоненным супругом надпись: «Высокоблагородный строгий и непреклонный господин Адам Фридрих фон Добенек, являвшийся в свое время прусским советником курфюрстской земли Бранденбург и старейшиной Инстербурга, родился в году 1582 3 мая и умер в 1645 23 апреля. Лежит похороненный здесь и ожидает светлого воскресения».
Под коленопреклоненной супругой надпись: «Высокоблагородная госпожа Розина, урожденная баронесса фон Киттлиц, оставшаяся вдовой покойного высокоблагородного господина Адама Фридриха фон Добенека, прусского советника курфюрстской земли Бранденбург и старейшины Инстербурга, наследника Пирагинен, Крапицкен, родилась в году 1589 30 декабря на этот свет и 31 марта 1663 года в Кенигсберге почила в Бозе, там же 25 апреля в присутствии высококняжеских и знатных лиц была предана земле в кирхе Трагхайм и, наконец, в соответствии с ее волей 5 мая была перенесена в их фамильный склеп в Инстербурге».
На эпитафии архиерея М. Иоганнеса Педануса, умершего в 1657 году, представляющей собой деревянный столб в южной стороне кирхи, покойный изображен коленопреклоненным рядом со своей супругой. Эту оригинальную композицию украшает картина с изображением татарского набега, наблюдавшегося художником с Башни пыток Инстербургского замка.
На других могильных камнях можно было прочесть пространные панегирики в стихах и прозе: «Года 1650 8 августа почил в Бозе благородный и мужественный господин Фридрих Дёнхоф, Его императорского величества в Польше знатный камергер и воинский начальник, староста в Августово, арендатор курфюрстской административной палаты Юргайтшен, оставивший в наследство Попелькен и Биалла, в возрасте 50 лет; пусть же Господь даст ему вечный покой в земле, а в судный день – светлое воскресение».
В кирхе имелось еще много надгробий знатных лиц, надписи на которых прочесть было уже невозможно.
Освещалась церковь старинными люстрами, которые, как и все остальные достопримечательности, тщательно перечислены ревнителями немецкой старины: малая латунная люстра на восемь рожков с венчающим ее орлом и надписью «Ганс Кюдель, Элизабета Вернерин. Год 1641»; латунная люстра средней величины, подвешенная в средней части кирхи, на восемь рожков (ее венчает пеликан, раздирающий свою грудь); самая большая латунная люстра перед алтарем на двенадцать рожков, увенчанная благословляющим ангелом, с именами дарителей: «Ганс Нейман и Анна Рокерлинген [Рюкерлинг]. Год 1648».
В качестве первого евангелического священника в 1537 году упоминается Тортиловитц фон Батоцки [Тортиловиус фон Батоки]. В 1590 году, во время первого большого пожара в городе, кирха, вместе с домом священника и школой, очевидно, не слишком пострадала. На ее фундаменте в 1610-1612 годах и была построена из кирпича Лютеранская пфарркирха чуть в стороне от главной площади города. Этот фундамент на северной и восточной сторонах был сложен из глыб неотесанного камня, оставшегося от первой церкви.
Коробчатая, лишенная хоров постройка зального типа возведена из кирпича с цепной перевязкой швов в стиле орденских церквей. Основной объем кирхи под высокой двухскатной крышей размером 38,22х18,63 метра имеет пять поперечных осей. На западной стене продольного нефа выложен ромбовидный узор из спекшегося кирпича на известковом растворе.
В 1646 году на башне появились первые в городе часы. Во время Тридцатилетней войны кирха получила богатое внутреннее убранство. В 1644-1652 годах Михаэль Цайгерман создал потолочные изображения. По традиции художник отобразил себя в одной из фигур росписи – Иуда среди сыновей Якова на северных хорах. В 1622 году Фреднер расписал дорогой алтарь. Настоящими произведениями искусства резьбы по дереву стали образы апостолов, изготовленные в 1638 году. В церкви стоял отличный орган, цоколь был также украшен резьбой по дереву.
Стены и колонны церкви украшали эпитафии. О трагических для города годах чумы рассказывала картина, выполненная клеевыми красками на эпитафии проповедника Николаи (1627). Эпитафия гауптмана фон Добенека (1583-1645) была выполнена из алебастра. Интересна была и картина о захвате Инстербурга татарами, которая находилась в эпитафии пастора Педануса, умершего в 1657 году.
В 1686-1687 годах в церкви служит пастор Фридрих Портациус (род. в 1643), сын Анхен из Тарау (умерла в 1689 в Инстербурге). В 1727 году башня кирхи перестроена в стиле ренессанс. В 1763 году установлен новый орган кенигсбергского мастера Пройса, скульптор фигур на органе – Гедофски из Кенигсберга. В 1776 году на шпиль башни водружен флюгер в виде прусского орла на позолоченном шаре диаметром 1 метр, часы диаметром 3 метра. В 1832 году башня перестроена в стиле немецкой готики. В 1912 году предпринята последняя перестройка башни, снова в стиле ренессанс.
Изящная купольная крыша с изогнутым абрисом и фонарем, служившая верхней смотровой площадкой, была отреставрирована в 1912 году по старинным чертежам. Немногочисленные декоративные элементы башни сохраняют готическую форму арок и относятся к первому этап устроительства. На западной стороне – две небольшие башенки с лестницами, стены которых выдаются вперед в виде четвертей круга. Окна и двери стрельчатые, причем заложенная профилированная дверь на северной стороне относится к строительству 1610-1612 годов, а остальные двери обновлены.
Согласно рукописям Хеннинга, при строительстве кирхи были израсходованы 361 тысяча кирпичей и 2920 тонн извести. Учитывая несколько увеличенные, по сравнению с современными, размеры кирпичей, это вполне соответствует объемам выполненной кладки. В 1724 году в кирхе был пожар, но ее удалось спасти. В 1727 и 1757 годах башня подвергалась частичной перестройке, а в 1832 году был надстроен новый ярус.
При решении внутреннего пространства церкви строители отказались от средневекового арочного членения в пользу пространственной целостности. Учитывая, что этот регион с точки зрения искусства стал развиваться сравнительно поздно, убранство церкви можно признать даже богатым. Два ряда очень изящных восьмигранных деревянных колонн, покрытых резьбой, выполненной скульптором из Кенигсберга Исааком Авальдом, несут плоское перекрытие, расписанное Михаэлем Цайгерманом из Инстербурга и его помощником Хансом Менио в 1644-1653 годах. Художники производили роспись потолка, начиная с восточной его части, а по окончании работ подписали свое произведение. Идея живописной росписи принадлежит священнику Матиасу Зетусу, умершему в 1654 году, который «изобрел живопись на потолке церкви и свершения творения, искупления и вознесения распорядился искусно изобразить и объясняет таковые изображения библейскими и иными изречениями отцов церкви». Его портрет висел позади алтаря справа.
Роспись потолка разделялась на три части – центральный неф, северный и южный приделы.
В центральном нефе, в свою очередь, выделялось пять основных сюжетов, окруженных меньшими по размеру композициями.
1. Над алтарем изображен Бог Отец с земным шаром. Вокруг него – головки херувимов и только что созданные звери. Эту картину окружают дополнительные сюжеты: сотворение Адама, сотворение Евы, горящий Содом и Лот с ангелом.
2. Грехопадение (Лот со своими дочерьми, Сарра возвращается к Аврааму от Авимелеха. Книга Моисеева, 20).
3. Ноев ковчег (подготовка к строительству ковчега, жертвоприношение Ноя под радугой, сон Иакова о лестнице на небо).
4. Вавилонское столпотворение (спящий Даниил лежит в зале, и ему видится образ четырех царств – Африки, Персии, Греции и Рима; ужинающий Валтасар).
5. Завоевание Земли обетованной (стены Иерихона падают от звуков труб; Голиаф и Давид; молящийся под деревом).
Картины в южном приделе, начиная от алтаря.
1. Рождество Христово с молящимися ангелами (Авраам с Саррой за дверью и три ангела; Моисей с зеленеющей палкой Аарона. Книга Моисеева, 17).
2. Распятие (Моисей с железным змием; Ангел).
3. Воскресение Христово (Самсон со львом; Иона выходит из чрева кита на землю).
4. Вознесение Христово (ангел будит пленного св. Петра; св. Илия в огненной колеснице).
5. Страшный суд (Преображение Господне с Моисеем и Илией; Ангел с ключом от преисподней угрожает сатане. Откровение Иоанна, 20).
Картины в северном приделе, начиная от алтаря.
1. Симеон с Христом-младенцем (Симеон и Анна; избиение младенцев в Вифлееме).
2. Крещение Христа (фараон спасается из Красного моря; Нееман очищается от проказы в Иордане. 4-я Книга Царств, 5).
3. Иаков борется с ангелом; трое бородатых мужчин с ангелом.
4. Тайная вечеря (старик-нищий с тремя ангелами; пасхальная трапеза).
5. Праздник Троицы (Никодим и Христос; обращение Савла).
Между этими картинами – богатый и хорошо выписанный орнамент в виде вьющихся растений и выписанные маслом латинские изречения.
Михаэлем Цайгерманом написаны также многочисленные картины на вместительных хорах, огражденных искусно выполненными перилами.
Западные хоры: 13 апостолов (включая Иуду Искариота).
Северные хоры: к 1895 году сохранились изображения 9 из 12 сыновей Иакова, а также двух внуков сыновей Иосифа. Затем следует череда портретов бранденбургско-прусских правителей. За ними – женщина с мечом и женщина со столпом.
На южных хорах: Абадиас [?], Эбедмелех [Авимелех], Сарра, Ревекка, Рахиль, Иаиль, Юдифь, Эсфирь, Богобоязненность, Благочестие, Познание, Мудрость. Затем следуют 15 гербов; под ним – ангелы, играющие на музыкальных инструментах.
А. Горн в 1888 году сделал меткое замечание в отношении живописи в этой кирхе: «Мы можем предположить, что, исходя из внутренней жизненной правды, возникшей не из фантазии, а из реальной жизни, – в образах Рувима, Симеона и других видим лишь людей, живших здесь в середине XVII века. Их крупные массивные лица, их взгляд, покрой их платья, стиль ношения шарфа, меха, шляпы, напоминают времена существования института старейшин в Восточной Пруссии после секуляризации. Такая композиция не случайна, но хорошо продумана. Напротив каждого оказывалась та фигура, которая ему ближе всего. Пивовары и купцы, взирая с южных хоров на указанных выше персонажей из Ветхого Завета, видят персонажей из своей среды: официальные писари, располагающиеся рядом с органом, взирают на сотников – на Корнелиуса из Цезареи, на сотника из Капернаума, вероятно видя в них своих собственных начальников. Рядом с официальными писарями на северных хорах сидели ремесленники, смотревшие на изображенных напротив них женщин из их среды, на осанистых персонажей с эмблемами их ремесла – весами, посохом в виде змеи, ключами, на Эсфирь целомудренную с диадемой и скипетром (ювелиры), на Юдифь воздержанную с мечом и окровавленной головой Олоферна (оружейники), на Иаиль красноречивую с молотком и зубилом (слесари), на Рахиль прелестную с садовыми ножницами и фруктами (садовники) и т.д. Во всех этих персонажах нет ничего идеального, напротив, они изображают дородных жен ремесленников в воскресном наряде, подобном тому, который можно видеть и ныне (имеется в виду XIX век).
Старейшина, совет и суд, занимавшие почетные места под хорами учеников кафедры, видели напротив себя изображения герцогов, курфюрстов и королей, изображения которых последовательно добавлялись, вплоть до современных».
Любопытно, что в образе Иуды был изображен художник Цайгерман, на посохе Иуды имелась надпись: «М. Цайгерман, 1652».
«Наряду с портретами всех властителей, – продолжает А. Горн, – появляются три идеальные женские фигуры – Вера, Справедливость, Постоянство, – в образах которых художник, вероятно, изобразил собственных дочерей».
На эмпорах органа помещены фигуры музицирующих с 32 гербами предков А. Фридриха фон Добенека и его жены; в качестве образцов служили гравюры Гольтцтуса, Заделера и Шпрангера, а для портретов курфюрстов – галерея Кенигсбергского замка. Среди сыновей Иакова находим автопортрет художника с монограммой и полным именем автора. Еще один мужской портрет датируется 1664 годом.
Алтарь, сооруженный в 1622-1624 годах, обнаруживает ларь с богатым скульптурным убранством. Это поздняя работа мастера алтаря Альтштадтской кирхи в Кенигсберге (1606).
Богатый и красивый запрестольный киот датирован 1622 годом и подарен церкви купцом Христофом Фреднером. Слева – небольшая картина Тайной вечери, справа – омовение ног св. Петром. В центре, в нише, украшенной раковинами, установлен крест, обвитый змеей. Слева, в цоколе колонны, – Моисей, справа – Иоанн Креститель.
В первом ярусе, на наружных крыльях, – четыре картины маслом: Христос в Гефсиманском саду; поцелуй Иуды; св. Петр и петух; страсти Господни. На внутренних крыльях – разные изображения четырех евангелистов. Центральное распятие, расположенное между двумя коринфскими колоннами с богатым орнаментом, представляет собой скульптурную группу: Христос на кресте, Божья Матерь с Марией Магдалиной и св. Иоанном; рядом с ними – мироносица. Рядом с Христом – три ангела с чашами, между двух меньших по размеру, покрытых орнаментом коринфских колонн – разные изображения: слева – св. Петра, справа – св. Павла с молотком и книгой. Под каждым в картуше указано имя дарителя: «Христоф Фрёднер». Слева и справа расположены украшенные раковинами ниши со стоя щими в них детскими фигурками в окружении женских фигур и ангелочков.
Над ними проходит высоко расположенный, покрытый орнаментом главный антаблемент и карниз, украшенные четырьмя выступающими скульптурными головами-масками. На карнизе, в свою очередь, расположены: слева – св. Иеремия с ярмом на шее, справа – св. Давид с арфой и две фигуры пророков или апостолов.
Далее следует второй ярус: между двух стройных коринфских колонн – картина маслом: положение Христа во гроб (свет на этой картине означает знамение), наверху завершенная полукружием и находящаяся между двух пилястров со львиными головами, расположенными в дуговых нишах, над последними – два ангелочка. Рядом, на пилястрах и нишах, стоят: слева – фигура в доспехах с книгой и пальмой, справа – Юстиция. Рядом – всевозможные плоды и детские фигурки. Позади пророков, выше их – ангел, еще выше расположен прямой антаблемент.
В третьем, завершающем ярусе, над коринфскими колоннами, стоят ангелы: слева – с крестом, справа – с посохом. Между ними – агнец со знаменем победы, над ними – воскресший Христос, а рядом с ними – по ангелочку. Все это – резьба по дереву.
На обратной стороне запрестольного киота – два портрета маслом: Лютера и Меланхтона, первоначально написанные Михаэлем Цайгерманом в 1644-1658 годах для уже не существовавшей в конце XIX века кафедры, в деревянных рамах в стиле барокко. Выше – в технике гризайль – изображения Христа, св. Марии и двух апостолов. Прекрасна кафедра с волнующей небольшой картиной нидерландской работы. Кафедра создана Филиппом Вестфалем – часто упоминаемым в это время в Восточной Пруссии мастером алтарей.
Резная кафедра шестиугольной формы относится к 1618 году. По ее углам расположены щедро украшенные орнаментом коринфские колонны на цоколях. На полях в картушах размещены четыре скульптурные фигуры евангелистов в стиле барокко, над ними украшенный орнаментом фриз; внизу он сходится в виде виноградной грозди. Все это исполнено из разноцветной бронзы на темно-коричневом фоне. Лица евангелистов покрыты живописным слоем.
Балдахин над кафедрой шестиугольный; под ним располагается скульптурное изображение голубя среди барельефных ангельских головок. Над шестиугольником волюты смыкаются кверху и венчаются пеликаном, разгрызающим себе грудь.
Дверь лестницы, ведущей к кафедре, расположена между двумя чешуйчатыми коринфскими колоннами на цоколях, несущими антаблемент с латинской надписью. Завершается эта композиция двумя скульптурами ангелочков, в центре – более крупная голова ангела в картуше.
Дверь также украшена двумя картушами. На верхнем надпись: «Х. Иоганн Нейман вместе со своей женой Анной Рёкерлинген [Рюкерлинг] распорядились оборудовать это произведение в году 1644».
Две большие гермы с изображениями атлантов (около 1620), якобы снятые со старого органа (созданного в 1589 году, многократно реставрированного в период между 1639 и 1646 годами), в довоенное время лежали в качестве подпятных камней лестницы, имели стилистическое сходство как с южными хорами, так и с кафедрой, заполнены орнаментом из вьющихся растений и головами ангелов. Наверху – карниз с иониками, внизу – фриз со связками фруктов.
Великолепная крестильная капелла после завершения была подписана Исааком Арентцем из Кенигсберга. Первоначально она имела открытое расположение колонн, в промежутках между которыми, а также на антаблементе были ряды великолепных фигур, выполненных, по крайней мере, двумя мастерами. Лица этих статуй, обнаруживающие черты славянских крестьян, а также великолепные орнаменты обладают признаками влияния нидерландского искусства. Предположительно также Арентцем выполнена и резьба по дереву в капителях колонн.
Над крестильной капеллой в центре высится фигура Спасителя, вокруг него расположены апостолы и праведники. Над дверью надпись с именем: «Клара Нагелин, 1638».
Старый орган изготовлен Иоганном Циккерманом из Каммина (Померания) в 1589 году. Этот инструмент, дарованный городским писарем Бухнером, был установлен в 1664 году. В 1764 году построен новый орган – Пройсом из Кенигсберга. Он был украшен кенигсбергским скульптором Гедофски резным орнаментом в стиле рококо. В 1776 году на шпиль башни водружен флигель в виде прусского орла на позолоченном шаре диаметром 1 метр, часы диаметром 3 метра. В 1832 году башня перестроена в стиле немецкой готики. В 1912 году предпринята последняя перестройка башни в стиле ренессанс.
На южной стороне сохранились ряды стульев (1637) с инкрустациями, выполненными в 1644 году Михаэлем Цайгерманом. Там же портреты священников в полный рост: М. Зетхуса (середина XVII века), приписываемый кисти М. Цайгермана, и преподобного Себастиана Мюллера (умер в1674). Эпитафии священников Петера Николаи и Кристофа фон Штайна, относящиеся к 1627 году, были отреставрированы Цайгерманом в 1643 году. Обе эти эпитафии алтарного типа с великолепной картиной, изображающей эпидемию чумы. В середине Смерть мечет стрелами в толпу, которая под знаменем суеты устремляется на нее. Король и нищий падают под ее стрелами. На левой стороне Харон машет своим серпом над записками, палитрой, книгами, колотушкой, резцом для гравирования и шкатулкой с панацеей. На заднем плане изображены животные в лесистой местности, также павшие от стрел смерти. Под изображением нанесены латинские двустишия. Картине присущ нидерландский колорит, в рисунке ощущается влияние Питера Брейгеля старшего.
Большая гипсовая эпитафия Адама Фридриха фон Добенека (умер в 1645) и его жены Розины (умерла в 1663) отличается холодной архитектоникой нидерландской школы и расположена возле южной стены близ алтаря. В полуциркульной нише коленопреклоненные супруги стоят перед распятием, по сторонам которого установлены гербы обеих фамилий. Затем следует низкий верхний ярус с гербами Добенеков и Киттлицев.
Под коленопреклоненным супругом надпись: «Высокоблагородный строгий и непреклонный господин Адам Фридрих фон Добенек, являвшийся в свое время прусским советником курфюрстской земли Бранденбург и старейшиной Инстербурга, родился в году 1582 3 мая и умер в 1645 23 апреля. Лежит похороненный здесь и ожидает светлого воскресения».
Под коленопреклоненной супругой надпись: «Высокоблагородная госпожа Розина, урожденная баронесса фон Киттлиц, оставшаяся вдовой покойного высокоблагородного господина Адама Фридриха фон Добенека, прусского советника курфюрстской земли Бранденбург и старейшины Инстербурга, наследника Пирагинен, Крапицкен, родилась в году 1589 30 декабря на этот свет и 31 марта 1663 года в Кенигсберге почила в Бозе, там же 25 апреля в присутствии высококняжеских и знатных лиц была предана земле в кирхе Трагхайм и, наконец, в соответствии с ее волей 5 мая была перенесена в их фамильный склеп в Инстербурге».
На эпитафии архиерея М. Иоганнеса Педануса, умершего в 1657 году, представляющей собой деревянный столб в южной стороне кирхи, покойный изображен коленопреклоненным рядом со своей супругой. Эту оригинальную композицию украшает картина с изображением татарского набега, наблюдавшегося художником с Башни пыток Инстербургского замка.
На других могильных камнях можно было прочесть пространные панегирики в стихах и прозе: «Года 1650 8 августа почил в Бозе благородный и мужественный господин Фридрих Дёнхоф, Его императорского величества в Польше знатный камергер и воинский начальник, староста в Августово, арендатор курфюрстской административной палаты Юргайтшен, оставивший в наследство Попелькен и Биалла, в возрасте 50 лет; пусть же Господь даст ему вечный покой в земле, а в судный день – светлое воскресение».
В кирхе имелось еще много надгробий знатных лиц, надписи на которых прочесть было уже невозможно.
Освещалась церковь старинными люстрами, которые, как и все остальные достопримечательности, тщательно перечислены ревнителями немецкой старины: малая латунная люстра на восемь рожков с венчающим ее орлом и надписью «Ганс Кюдель, Элизабета Вернерин. Год 1641»; латунная люстра средней величины, подвешенная в средней части кирхи, на восемь рожков (ее венчает пеликан, раздирающий свою грудь); самая большая латунная люстра перед алтарем на двенадцать рожков, увенчанная благословляющим ангелом, с именами дарителей: «Ганс Нейман и Анна Рокерлинген [Рюкерлинг]. Год 1648».
Геннадий Разумный, Владимир Михейлис.