Рассказ архитектора Фридриха Адлера.
Реформатская община, которая была образована Великим курфюрстом из переселившихся шотландских купцов, получила свою первую церковь в 1735 году. Эта церковь простояла 150 лет. Из-за осадки фундамента в стенах появились трещины, и в 1885 году она должна была закрыться. Между тем был подготовлен проект нового церковного здания.
С согласия городских властей было предоставлено место для строительства – расположенная в новом городском квартале площадь Маркграфа (Маркграфенплатц). Этот квартал, длиной 108 метров и 74 метра шириной, образованный четырьмя улицами, представлял собой прекрасное место для здания церкви.
Исходя из расположения на местности и из необходимости размещения 1500 сидячих и около 500 стоячих мест (число прихожан доходило до 4000) появился проект полуциркульной, с тремя нефами, церкви с залом, с хорами, которые из-за экономии средств не должны были быть слишком высокими, но могли получить внешнее живописное украшение с подвижными линиями. Она была оборудована тремя башнями: колокольней на западной стороне высотой 65,8 метра и двумя небольшими башнями с лестницами на востоке высотой 33 метра. Вокруг выступающих ниш хоров расположились полукруглой формы колонны и крестильня с небольшими хорами с двух сторон в расположенных рядом лестничных пролетах с прихожей. Хоры вместе с прилегающими частями нефа церкви находятся в подвальном помещении. Там находятся также оба котла для отопления паром низкого давления, от которых расходятся по многим каналам трубы для отвода пара под основанием среднего и крайних нефов.
Система внутреннего строения представляет собой чередование круглых ограненных опорных колонн для наилучшего просмотра со стороны боковых нефов. Рядом с крайней круглой колонной из кирпича возвышаются верхние части вкопанных столбов из шведского гранита с шестигранной капителью. Из того же материала то же исполнение получили столбы под находящимся на западной стороне возвышением для органа. В соответствии с чередованием колонн средний неф был покрыт куполообразным крестовым сводом и прямоугольным крестовым сводом над органным возвышением. Все стены и потолки были оштукатурены и декорированы, главным образом, в соответствии со стилем. В противовес этому главные структурные балки остаются неотделанными.
Внешняя часть выполнена из обожженного кирпича темно-коричневого с красноватым оттенком цвета с богатым применением гранита для перекрытий. Фундаменты состоят из выступающих гранитных камней, которыми в достаточной мере снабжает долина реки Инстер. Весь цоколь отделан рельефными гранитными квадратами, которые выступают из фундамента и предназначены для укрепления стен. Ажурный орнамент окон и затемненные столбы портала выполнены из обожженного кирпича. Крыша покрыта природным шифером.
Нижние части центральных окон выполнены из кафедрального стекла с простыми пестрыми фризами, розами из гризайли и мозаичных образцов. Только среднее окно хора содержит более богатое украшение в виде образа благословляющего Христа, в то время как боковые окна содержат ковровые рисунки.
Церковная кафедра, алтарь и крестильный камень выполнены из горного песчаника, крышка из дуба. То же самое исполнение и у органа, который содержит 45 звучащих тонов. Башня имеет часы, а также железную балку для колокола с тремя колоколами общим весом 35 центнеров. Дневного освещения достаточно. Для вечерних богослужений предназначены газовый светильник с выполненными в усовершенствованном стиле люстрами и кронштейнами. Прекрасная акустика как для произнесения речей, так и для пения.
Из-за сурового климата строительство продолжалось четыре года. Закладка фундамента произошла в 1886 году, летом 1889 года были возведены своды, после чего были проведены внутренние работы, и 24 апреля 1890 года строение церкви в неороманском стиле было освящено.
При распределении объемов работ предпочтение отдавалось местным ремесленникам. Однако привлекались и другие фирмы для проведения специфических работ. Так, облицовочные и фасонные камни производились черепичной фабрикой в Растенбурге, а фигурный орнамент для окон и богатые изразцы – заводами Зигесдорфа. Гранитные столбы и перекрытия произвела фирма «Кессель и Рель» из Берлина. Там же каменотесы «Виммель и К.» выполнили кафедру, алтарь и крестильный камень. Орган поставил из Кенигсберга М. Терлецки. Отопление паром – Кенигсбергская машиностроительная фабрика. Витражи выполнены в мастерской Ц. Тюрке в Циттау, а роспись церкви была доверена художнику Я. Борновски из Эльбинга.
Руководство строительством находилось в руках Зира, королевского советника по архитектуре в Инстербурге, вместе с ним работал правительственный архитектор Ц. Вальтер. Из-за ограничений структуры имел место ряд особых трудностей. Однако благодаря любви и верности обоих господ коллег постройка выполнена очень доброкачественно и стала, как мне написал проповедник Хундертмарк, «все большей радостью для всех нас».
С согласия городских властей было предоставлено место для строительства – расположенная в новом городском квартале площадь Маркграфа (Маркграфенплатц). Этот квартал, длиной 108 метров и 74 метра шириной, образованный четырьмя улицами, представлял собой прекрасное место для здания церкви.
Исходя из расположения на местности и из необходимости размещения 1500 сидячих и около 500 стоячих мест (число прихожан доходило до 4000) появился проект полуциркульной, с тремя нефами, церкви с залом, с хорами, которые из-за экономии средств не должны были быть слишком высокими, но могли получить внешнее живописное украшение с подвижными линиями. Она была оборудована тремя башнями: колокольней на западной стороне высотой 65,8 метра и двумя небольшими башнями с лестницами на востоке высотой 33 метра. Вокруг выступающих ниш хоров расположились полукруглой формы колонны и крестильня с небольшими хорами с двух сторон в расположенных рядом лестничных пролетах с прихожей. Хоры вместе с прилегающими частями нефа церкви находятся в подвальном помещении. Там находятся также оба котла для отопления паром низкого давления, от которых расходятся по многим каналам трубы для отвода пара под основанием среднего и крайних нефов.
Система внутреннего строения представляет собой чередование круглых ограненных опорных колонн для наилучшего просмотра со стороны боковых нефов. Рядом с крайней круглой колонной из кирпича возвышаются верхние части вкопанных столбов из шведского гранита с шестигранной капителью. Из того же материала то же исполнение получили столбы под находящимся на западной стороне возвышением для органа. В соответствии с чередованием колонн средний неф был покрыт куполообразным крестовым сводом и прямоугольным крестовым сводом над органным возвышением. Все стены и потолки были оштукатурены и декорированы, главным образом, в соответствии со стилем. В противовес этому главные структурные балки остаются неотделанными.
Внешняя часть выполнена из обожженного кирпича темно-коричневого с красноватым оттенком цвета с богатым применением гранита для перекрытий. Фундаменты состоят из выступающих гранитных камней, которыми в достаточной мере снабжает долина реки Инстер. Весь цоколь отделан рельефными гранитными квадратами, которые выступают из фундамента и предназначены для укрепления стен. Ажурный орнамент окон и затемненные столбы портала выполнены из обожженного кирпича. Крыша покрыта природным шифером.
Нижние части центральных окон выполнены из кафедрального стекла с простыми пестрыми фризами, розами из гризайли и мозаичных образцов. Только среднее окно хора содержит более богатое украшение в виде образа благословляющего Христа, в то время как боковые окна содержат ковровые рисунки.
Церковная кафедра, алтарь и крестильный камень выполнены из горного песчаника, крышка из дуба. То же самое исполнение и у органа, который содержит 45 звучащих тонов. Башня имеет часы, а также железную балку для колокола с тремя колоколами общим весом 35 центнеров. Дневного освещения достаточно. Для вечерних богослужений предназначены газовый светильник с выполненными в усовершенствованном стиле люстрами и кронштейнами. Прекрасная акустика как для произнесения речей, так и для пения.
Из-за сурового климата строительство продолжалось четыре года. Закладка фундамента произошла в 1886 году, летом 1889 года были возведены своды, после чего были проведены внутренние работы, и 24 апреля 1890 года строение церкви в неороманском стиле было освящено.
При распределении объемов работ предпочтение отдавалось местным ремесленникам. Однако привлекались и другие фирмы для проведения специфических работ. Так, облицовочные и фасонные камни производились черепичной фабрикой в Растенбурге, а фигурный орнамент для окон и богатые изразцы – заводами Зигесдорфа. Гранитные столбы и перекрытия произвела фирма «Кессель и Рель» из Берлина. Там же каменотесы «Виммель и К.» выполнили кафедру, алтарь и крестильный камень. Орган поставил из Кенигсберга М. Терлецки. Отопление паром – Кенигсбергская машиностроительная фабрика. Витражи выполнены в мастерской Ц. Тюрке в Циттау, а роспись церкви была доверена художнику Я. Борновски из Эльбинга.
Руководство строительством находилось в руках Зира, королевского советника по архитектуре в Инстербурге, вместе с ним работал правительственный архитектор Ц. Вальтер. Из-за ограничений структуры имел место ряд особых трудностей. Однако благодаря любви и верности обоих господ коллег постройка выполнена очень доброкачественно и стала, как мне написал проповедник Хундертмарк, «все большей радостью для всех нас».