ГЛАВА 7
О смерти Вейдевута, короля прусского, и назначении на царство его сына и об участии остальных сыновей «Года 573 Вейдевуто, король прусский, имел преклонные года, ибо жил 116 лет, умыслил для спокойствия поделить землю между своими сыновьями. Для этого собрал всю шляхту и господ прусских, которых ознакомил с тем, что первый сын Саймо назван господином прусским. К святому дубу, туда, где находились их боги, собрались все, а Криве Кривейто, их высочайший епископ, забив козла, принес богу огненную жертву за грехи всего народа.
Затем был призван на собрание первородный сын королевский Саймо, которому отец сказал: «Дорогой сын, клянись милостивыми богами нашими, воздай с подобающим боголюбием, что нашему Криве Кривейто обязан ты послушанием, будешь воздавать ему достойные почести, а богов наших и Криве Кривейто с его слугами вместе с братьями своими станешь оборонять от врагов, чтобы как в здоровье безопасны, так и чести не посрамлены были, и в достатке чтобы не потерпели, и чтобы умножались, и начатая набожность множилась!» На что Саймо, первородный сын королевский, ответил: «Клянусь под страхом бога моего Перкуна кары, который пусть убьет меня своим огнем, если всего того, что ты сказал, не исполню». Сказал ему Криве Кривейто: «Положи руку свою на голову отца своего и коснись дуба своих всемогущих богов». Тогда король Вейдевуто и Криве Кривейто в присутствии всей шляхты проговорили: «Будешь ты уже властителем земли Гойко и Немо».
Таким же образом и с подобными церемониями другие сыновья короля получили определенные им наделы. «Надровия, четвертая земля, – от Надра (сына)… То есть имена сынов Вейдевуто, владыки прусского, и уделы их, то есть землицы, от их имен названы».
Более подробная информация о первом легендарном властителе Надровии содержится в древнейшем своде прусской устной традиции – в тексте Симона Грунау: «Надро, четвертый сын Видевута, присягнувший, как и его братья, получил страну между реками Преголла, или Скара, Бойки и Куртоно (то есть между Преголей, Путиловкой и Швентойей), и он взял ее и в ней построил укрепление, названное Стаймло, и назвали страну Надровией, и является она сегодня по большей части пустой и заросшей, ибо мощью Тевтонского ордена уничтожена была, и не захотели крестоносцы вновь ее отстраивать, дабы надровиты против них воевали и с другими соседними народами на них нападали. Этот Надро был убит литовцами по воле Кривайто, так как Надро назвал своей женой дочь Брутена (верховный жрец) перед своим Криве Кривайто, как рассказывали вайделоты, призывая богов, однако другие вайделоты и он (верховный Криве) не согласились, ведь они хотели назвать его женой дочь брата Апелес Литфо, и по их воле обе пошли в темницу, а Надро был пойман воинами Литфо в Бойки и умерщвлен».
В следующих письменных источниках сведения более достоверны, ибо составлялись в основном современниками упоминающихся событий.
На завершающем этапе третьего прусского восстания, длившегося с 1260 по 1283 год, Надровия подверглась сокрушительному разгрому. Отступавшие сюда из западной части прусской территории местные ополчения в 70-х годах XIII века терпели одно поражение за другим. Этот период борьбы пруссов за независимость излагается орденским летописцем Петром из Дусбурга в написанной в 1340 году «Хронике земли Прусской» следующими словами:
Затем был призван на собрание первородный сын королевский Саймо, которому отец сказал: «Дорогой сын, клянись милостивыми богами нашими, воздай с подобающим боголюбием, что нашему Криве Кривейто обязан ты послушанием, будешь воздавать ему достойные почести, а богов наших и Криве Кривейто с его слугами вместе с братьями своими станешь оборонять от врагов, чтобы как в здоровье безопасны, так и чести не посрамлены были, и в достатке чтобы не потерпели, и чтобы умножались, и начатая набожность множилась!» На что Саймо, первородный сын королевский, ответил: «Клянусь под страхом бога моего Перкуна кары, который пусть убьет меня своим огнем, если всего того, что ты сказал, не исполню». Сказал ему Криве Кривейто: «Положи руку свою на голову отца своего и коснись дуба своих всемогущих богов». Тогда король Вейдевуто и Криве Кривейто в присутствии всей шляхты проговорили: «Будешь ты уже властителем земли Гойко и Немо».
Таким же образом и с подобными церемониями другие сыновья короля получили определенные им наделы. «Надровия, четвертая земля, – от Надра (сына)… То есть имена сынов Вейдевуто, владыки прусского, и уделы их, то есть землицы, от их имен названы».
Более подробная информация о первом легендарном властителе Надровии содержится в древнейшем своде прусской устной традиции – в тексте Симона Грунау: «Надро, четвертый сын Видевута, присягнувший, как и его братья, получил страну между реками Преголла, или Скара, Бойки и Куртоно (то есть между Преголей, Путиловкой и Швентойей), и он взял ее и в ней построил укрепление, названное Стаймло, и назвали страну Надровией, и является она сегодня по большей части пустой и заросшей, ибо мощью Тевтонского ордена уничтожена была, и не захотели крестоносцы вновь ее отстраивать, дабы надровиты против них воевали и с другими соседними народами на них нападали. Этот Надро был убит литовцами по воле Кривайто, так как Надро назвал своей женой дочь Брутена (верховный жрец) перед своим Криве Кривайто, как рассказывали вайделоты, призывая богов, однако другие вайделоты и он (верховный Криве) не согласились, ведь они хотели назвать его женой дочь брата Апелес Литфо, и по их воле обе пошли в темницу, а Надро был пойман воинами Литфо в Бойки и умерщвлен».
В следующих письменных источниках сведения более достоверны, ибо составлялись в основном современниками упоминающихся событий.
На завершающем этапе третьего прусского восстания, длившегося с 1260 по 1283 год, Надровия подверглась сокрушительному разгрому. Отступавшие сюда из западной части прусской территории местные ополчения в 70-х годах XIII века терпели одно поражение за другим. Этот период борьбы пруссов за независимость излагается орденским летописцем Петром из Дусбурга в написанной в 1340 году «Хронике земли Прусской» следующими словами:
ГЛАВА 135
«После ухода этого правителя (графа Дитриха фон Мейсена, орденского военачальника) натангов, как никогда, обуял страх. Нигде не было настолько потаенного места, где бы они чувствовали себя в безопасности. Вот почему случилось так, что, когда Генрих Монте (Геркус Монтас), вождь их, с некоторыми союзниками ушел в леса и остался один в шатре своем, в то время как товарищи его пошли на охоту, к этому месту неожиданно подошли братья Генрих из Сконеберга, комтур Кристбурга и Хельвик из Гольтбаха с несколькими воинами, и при виде Генриха Монте они обрадовались и, схватив его, повесили на дереве и повешенного пронзили мечом». (Было это в Надровии, где сейчас расположен поселок Междуречье.)
ГЛАВА 175
О войне с надровитами и крещении многих из этой земли.
«В год от Рождества Господня 1274, когда погезаны, вармийцы, натанги, барты и самбиты (прусские народы) вернулись к единой святой Церкви и дали, как водится, заложников, чтобы впредь не предпринимать ничего противозаконного, но смиренно подчиниться вере и власти братьев, магистр и братья, радеющие о расширении пределов христианских, вооружились против племени надровитов. Ведь после того как Тирско, отец Маудело, возглавлявший замок в Вилове (ныне Знаменск), со всеми примкнувшими к нему подчинился вере и братьям, многие властительные и знатные люди из Надровии пришли постепенно к братьям со всей челядью своей и, возродившись в источнике крещения, оставив идолов, служили живому богу Иисусу Христу».
«В год от Рождества Господня 1274, когда погезаны, вармийцы, натанги, барты и самбиты (прусские народы) вернулись к единой святой Церкви и дали, как водится, заложников, чтобы впредь не предпринимать ничего противозаконного, но смиренно подчиниться вере и власти братьев, магистр и братья, радеющие о расширении пределов христианских, вооружились против племени надровитов. Ведь после того как Тирско, отец Маудело, возглавлявший замок в Вилове (ныне Знаменск), со всеми примкнувшими к нему подчинился вере и братьям, многие властительные и знатные люди из Надровии пришли постепенно к братьям со всей челядью своей и, возродившись в источнике крещения, оставив идолов, служили живому богу Иисусу Христу».
ГЛАВА 176
О взятии двух замков земли Надровия в волости Ретовы (1274 год).
«Брат Конрад из Тирберга, магистр, учитывая благоразумие и верность этих надровитов и то, что из-за ухода земля Надровия потеряла значительные силы, послал брата Теодорика, фогта земли Самбийской, и войско с ним в упомянутую землю Надровия. Они, войдя, разорили область Ретовы огнем и мечом и, пройдя дальше к двум замкам упомянутой волости, после долгого сражения, разгоревшегося между ними, наконец с Божьей помощью взяли их оба и, убив и взяв в плен многих людей, замки вместе с предместьями предали огню; они захватили столько добычи из коней, скота и прочего добра, что едва могли все унести». (Этим «замкам», видимо, соответствуют городища Синявино и Журавлево Гусевского района.)
«Брат Конрад из Тирберга, магистр, учитывая благоразумие и верность этих надровитов и то, что из-за ухода земля Надровия потеряла значительные силы, послал брата Теодорика, фогта земли Самбийской, и войско с ним в упомянутую землю Надровия. Они, войдя, разорили область Ретовы огнем и мечом и, пройдя дальше к двум замкам упомянутой волости, после долгого сражения, разгоревшегося между ними, наконец с Божьей помощью взяли их оба и, убив и взяв в плен многих людей, замки вместе с предместьями предали огню; они захватили столько добычи из коней, скота и прочего добра, что едва могли все унести». (Этим «замкам», видимо, соответствуют городища Синявино и Журавлево Гусевского района.)
ГЛАВА 178
О взятии замка Каменисвике (1274 год).
«Затем (после захвата прусского укрепления Каттенава – Отолихия; ныне пос.Фурманово Гусевского района), повернув от него на юго-запад, магистр с большим войском прошел по земле Надровии с огнем и мечом и, придя к замку Каменисвике (пос. Тимофеевка Черняховского района), стоящему на реке Арсе, разместив, как полагается, все необходимое для штурма, он пошел на замок, и с обеих сторон многие были ранены, а так как в вышеупомянутом замке было 200 храбрых воинов, наконец после долгого сражения братья стремительно ворвались и, убив всех вышеупомянутых мужчин, взяв в плен женщин и детей и захватив огромную добычу, самый замок целиком сожгли».
«Затем (после захвата прусского укрепления Каттенава – Отолихия; ныне пос.Фурманово Гусевского района), повернув от него на юго-запад, магистр с большим войском прошел по земле Надровии с огнем и мечом и, придя к замку Каменисвике (пос. Тимофеевка Черняховского района), стоящему на реке Арсе, разместив, как полагается, все необходимое для штурма, он пошел на замок, и с обеих сторон многие были ранены, а так как в вышеупомянутом замке было 200 храбрых воинов, наконец после долгого сражения братья стремительно ворвались и, убив всех вышеупомянутых мужчин, взяв в плен женщин и детей и захватив огромную добычу, самый замок целиком сожгли».
ГЛАВА 179
Об опустошении земли Надровия (1274 год).
«Славно велись против этой земли Надровия многие битвы, которые не описаны в этой книге, ибо было бы чрезвычайно долго повествовать о каждой в отдельности. Вот почему надровиты, хотя до сих пор располагали большой воинской силой и многими укреплениями, наконец, оставив всякую дикость, подчинились вере и братьям, за исключением немногих, ушедших в землю Литовскую; и так вышеупомянутая земля Надровия вплоть до нынешнего времени остается в запустении».
Однако, несмотря на разгром и разрушение основных крупных поселений в западной Надровии, пруссы не все были уничтожены и передали своим потомкам устную традицию, в виде легенд просуществовавшую вплоть до XIX века. За это время прусские сказания и были записаны фольклористами.
«Славно велись против этой земли Надровия многие битвы, которые не описаны в этой книге, ибо было бы чрезвычайно долго повествовать о каждой в отдельности. Вот почему надровиты, хотя до сих пор располагали большой воинской силой и многими укреплениями, наконец, оставив всякую дикость, подчинились вере и братьям, за исключением немногих, ушедших в землю Литовскую; и так вышеупомянутая земля Надровия вплоть до нынешнего времени остается в запустении».
Однако, несмотря на разгром и разрушение основных крупных поселений в западной Надровии, пруссы не все были уничтожены и передали своим потомкам устную традицию, в виде легенд просуществовавшую вплоть до XIX века. За это время прусские сказания и были записаны фольклористами.