ПАУЛЬ ШМОЛЛИНГ, УЧИТЕЛЬ РИСОВАНИЯ
Шмоллинг приехал в Инстербург в 1920 году. Был учителем эстетического воспитания и рисования сначала в средней школе для мальчиков (сейчас школа №6), позднее в Высшем лицее имени Гинденбурга (главное здание лицея не сохранилось; на этом месте сейчас стоит педагогический колледж, однако музыкальный корпус на ул. Крупской и сейчас музыкальный).
Пауль Шмоллинг известен своими работами: настенная фреска в актовом зале Высшего лицея и прекрасно выполненные витражи в ресторане «Ратскеллер» (сейчас подвал под магазином «Детский мир»).
После Второй мировой войны Шмоллинг основал Музей землячества Инстербурга (города и округа) в Крефельде.
В Инстербурге в мае 1924 года у Шмоллинга родилась дочь Уте. До 1944 года она училась в Кенигсбергской Академии искусств у профессора Бишоффа. Так же, как и другие, Уте уехала в Западную Германию, где вышла замуж за скульптора Хельмута Бринкмана. К 70-летию в 1994 году Уте Бринкман-Шмоллинг организовала свою юбилейную выставку в галерее городка Редермарк.
Пауль Шмоллинг известен своими работами: настенная фреска в актовом зале Высшего лицея и прекрасно выполненные витражи в ресторане «Ратскеллер» (сейчас подвал под магазином «Детский мир»).
После Второй мировой войны Шмоллинг основал Музей землячества Инстербурга (города и округа) в Крефельде.
В Инстербурге в мае 1924 года у Шмоллинга родилась дочь Уте. До 1944 года она училась в Кенигсбергской Академии искусств у профессора Бишоффа. Так же, как и другие, Уте уехала в Западную Германию, где вышла замуж за скульптора Хельмута Бринкмана. К 70-летию в 1994 году Уте Бринкман-Шмоллинг организовала свою юбилейную выставку в галерее городка Редермарк.
ОТТО РОЗЕ
Нежные, как будто благоухающие, ландшафты – Тоскана, Прованс, Крит, – южные внутренние дворики, тихие улочки, растрепанные ветром деревья, виды городов Германии, впечатления от путешествий, которые напоминают моментальную съемку, украшают его полотна. Созданы эти произведения Отто Розе, который в июле этого года отметил в Гамбурге свое 70-летие.
Родился он 2 июля 1925 года в Инстербурге. Вырос Отто в Гумбиннене (Гусев), посещал там Фридрихшуле (сегодня здание сельхозтехникума). Следующий этап становления – округ Тильзит – Рагнит (Советск – Неман). Там он по желанию отца обучался на почте. Но только несколько месяцев провел там инстербуржец. Искусство звало, и Розе последовал этому зову. «Я рисовал много, преимущественно карандашом и иногда мелом, – вспоминает он о своей молодости. – Я ходил по окрестностям. Необычные формы сосен, корни, поля и облака. На школьных каникулах я рисовал животных, людей, дворы и прежде всего много фотографировал. Все это позже нашло выражение в моих работах».
В Кенигсберге Отто Розе посещал Академию искусств и был учеником Альфреда Партикеля. Вот что говорил Розе об этом времени (1943 год): «Этот кенигсбергский летний семестр был для меня очень важным. Партикель был тогда самым значительным человеком искусства в Кенигсберге, и Академия была почти пуста – нас было только 12 учеников».
После службы во время войны и лагеря военнопленных Отто Розе продолжил учебу в Гамбурге. Побыв свободным художником, Розе основал в 1962 году типографию «Отто Розе – Прессе» и до сегодняшнего дня издает там библиографические ценности. «Мне самому необходимо видеть, как появляются выбранные для одного текста одновременно иллюстрации, шрифт, формат книги, цвет бумаги. Только этот способ вызывает у меня чувство сохранения живой связи с текстом, и, занимаясь всеми этапами работы, я надеюсь создать неделимое целое», – говорит Розе.
К наиболее распространенным работам графика Отто Розе относятся серии почтовых марок, которые он создал для государственной почты Германии. Например, серии «Памятники архитектуры Европы» и «Немецкие издания XII столетия», между прочим выгравированные в размер оригинала!
«Розе абстрагируется далеко, – написал Гюнтер Отт о художнике из Инстербурга. – Его изображения содержат что-то орнаментальное, декоративное. Он думает о черно-белом цвете, позволяет материалу и инструменту руководить собой и никогда не остается беспредметным. Точкой отсчета для него являются наблюдаемая действительность, произведения литературы, но в итоге его работы становятся своеобразными произведениями искусства».
Родился он 2 июля 1925 года в Инстербурге. Вырос Отто в Гумбиннене (Гусев), посещал там Фридрихшуле (сегодня здание сельхозтехникума). Следующий этап становления – округ Тильзит – Рагнит (Советск – Неман). Там он по желанию отца обучался на почте. Но только несколько месяцев провел там инстербуржец. Искусство звало, и Розе последовал этому зову. «Я рисовал много, преимущественно карандашом и иногда мелом, – вспоминает он о своей молодости. – Я ходил по окрестностям. Необычные формы сосен, корни, поля и облака. На школьных каникулах я рисовал животных, людей, дворы и прежде всего много фотографировал. Все это позже нашло выражение в моих работах».
В Кенигсберге Отто Розе посещал Академию искусств и был учеником Альфреда Партикеля. Вот что говорил Розе об этом времени (1943 год): «Этот кенигсбергский летний семестр был для меня очень важным. Партикель был тогда самым значительным человеком искусства в Кенигсберге, и Академия была почти пуста – нас было только 12 учеников».
После службы во время войны и лагеря военнопленных Отто Розе продолжил учебу в Гамбурге. Побыв свободным художником, Розе основал в 1962 году типографию «Отто Розе – Прессе» и до сегодняшнего дня издает там библиографические ценности. «Мне самому необходимо видеть, как появляются выбранные для одного текста одновременно иллюстрации, шрифт, формат книги, цвет бумаги. Только этот способ вызывает у меня чувство сохранения живой связи с текстом, и, занимаясь всеми этапами работы, я надеюсь создать неделимое целое», – говорит Розе.
К наиболее распространенным работам графика Отто Розе относятся серии почтовых марок, которые он создал для государственной почты Германии. Например, серии «Памятники архитектуры Европы» и «Немецкие издания XII столетия», между прочим выгравированные в размер оригинала!
«Розе абстрагируется далеко, – написал Гюнтер Отт о художнике из Инстербурга. – Его изображения содержат что-то орнаментальное, декоративное. Он думает о черно-белом цвете, позволяет материалу и инструменту руководить собой и никогда не остается беспредметным. Точкой отсчета для него являются наблюдаемая действительность, произведения литературы, но в итоге его работы становятся своеобразными произведениями искусства».
ГЕРДА ЗОЙТЕР-КАЛАУ, КАРТОГРАФ
Герда Зойтер-Калау родилась в Инстербурге в старой части города. Отец был владельцем старейшего трактира «Зеленая кошка» (не сохранился) на углу улиц Замковой и Герихтштрассе (сейчас ул. Дачная).
Юные годы Герда провела в Тильзите. Ее первые акварели появились еще в Восточной Пруссии. С 1947 года по 1951 она училась в Берлине, получила диплом инженера-картографа. Частным образом обучалась у художника Сикоры.
С 1953 года Герда Зойтер-Калау живет в Штутгарте, работает со строительными материалами, пишет акварели.
В 1967 году она окончила курсы в Берлине по работе с керамикой, посудой и эмалью. С 1968 года снова Штутгарт, работа над школьным атласом «Александр». Проведено две выставки в различной технике: масло, акварель, пастель, акварель на шелке.
С 1981 года Герда Зойтер-Калау – свободная художница.
МАРИЯ ТИРФЕЛЬД И ЕЕ КОВРЫ
Владелицей и руководителем Инстербургского цеха художественного ткачества была Мария (или Мюри, как она сама себя называла) Тирфельд, пруссачка родом из Ланде. По предложению Шароуна (см. «Полюс» №1-3 за 1995 г.) она получила техническое образование в «Баухаузе» в Веймаре (высшая школа строительства и художественного конструирования). Затем она поселилась в Инстербурге. Ее первым рабочим помещением стал барак вблизи тюрьмы. Потом она взяла в аренду магазин на углу Вильгельмштрассе и Маркграфенплатц (ул.Пионерская и Церковная пл.). Тут стояли ручные ткацкие станки и довольно много молодых девушек обучалось у мастерицы ткачеству, пока другие работали над узорами. Госпожа Тирфельд поставила себе задачу спасти старые традиции восточнопрусского качества. Но появился и собственный стиль в ее работах над коврами. Тирфельд впоследствии продолжила свою работу в Кенигсберге и Гамбурге.
Над этим ковром из приданого крестьянки работала Мария Тирфельд .
Юные годы Герда провела в Тильзите. Ее первые акварели появились еще в Восточной Пруссии. С 1947 года по 1951 она училась в Берлине, получила диплом инженера-картографа. Частным образом обучалась у художника Сикоры.
С 1953 года Герда Зойтер-Калау живет в Штутгарте, работает со строительными материалами, пишет акварели.
В 1967 году она окончила курсы в Берлине по работе с керамикой, посудой и эмалью. С 1968 года снова Штутгарт, работа над школьным атласом «Александр». Проведено две выставки в различной технике: масло, акварель, пастель, акварель на шелке.
С 1981 года Герда Зойтер-Калау – свободная художница.
МАРИЯ ТИРФЕЛЬД И ЕЕ КОВРЫ
Владелицей и руководителем Инстербургского цеха художественного ткачества была Мария (или Мюри, как она сама себя называла) Тирфельд, пруссачка родом из Ланде. По предложению Шароуна (см. «Полюс» №1-3 за 1995 г.) она получила техническое образование в «Баухаузе» в Веймаре (высшая школа строительства и художественного конструирования). Затем она поселилась в Инстербурге. Ее первым рабочим помещением стал барак вблизи тюрьмы. Потом она взяла в аренду магазин на углу Вильгельмштрассе и Маркграфенплатц (ул.Пионерская и Церковная пл.). Тут стояли ручные ткацкие станки и довольно много молодых девушек обучалось у мастерицы ткачеству, пока другие работали над узорами. Госпожа Тирфельд поставила себе задачу спасти старые традиции восточнопрусского качества. Но появился и собственный стиль в ее работах над коврами. Тирфельд впоследствии продолжила свою работу в Кенигсберге и Гамбурге.
Над этим ковром из приданого крестьянки работала Мария Тирфельд .