Последнее из «циркульных депо Востока» начиналось как скотопригонная станция Берлинско-силезской железной дороги: в 1875 году эти подберлинские топи стали местом строительства берлинской окружной товарной станции, на которой депо станет, с 1 июля 1879 года, «Смотровой и ремонтной «Руммельсбург-сортировочный» под Берлином».
Уже в 1881 году непосредственно восточнее первого купола, однотипного со шнейдемюльским, начал строиться второй, бóльший: на 21 двадцатиметровое стойло и три подъездных пути. К открытию в 1884 году он получил поворотный круг в 16,5 м диаметром; западный купол в эти годы подходил уже лишь для меньших путевых машин.
(слева, реконструкция депо «Руммельсбург-I», справа, фото депо «Руммельсбург-II», 1900е гг.)
Соединённая с 1882 года с Восточной железной дорогой, сортировочная станция потеряла первый циркуль в 1960 году, прекратила регулярное паровозное движение в 1964 году (с сохранением обслуживания до 1979) и постепенно превратилась в отстойник восточноберлинского Главного вокзала. В эти годы в протяжённой пристройке к депо размещались диспетчерские персонала и локомотивов на первом этаже, а во втором — касса, дирекция и лекторий (ранее, две цистерны с водой над мастерскими первого этажа). В 1994 году, перед закрытием, постройки депо были поставлены под охрану.
Кольцо кирпичных стен описывает в Руммельсбурге-II круг в 60 м, что
больше других построек этого проекта. В отличие от стен Шнейдемюля, с
парными окнами с сегментными навершиями, здесь они вполовину ýже и
сгруппированы по трое. Измельчены и цоколи колонн; их 24 против
типовых 16, и больше описанный ими подкупольный круг (30 м).
Другим привнесением в типовой проект являются натяжные кольца в пересечениях полудиагоналей каждого поля купола.
Как и другие депо, «Руммельсбург-II» полностью утратил вытяжные трубы; кольцо остекления в основании купола зашито профлистом, а покрытие самого купола, грозившее обрушением, полностью снято в 2011 году. Поворотный круг, напротив, сохранился.
Расположение в промышленном поясе, пусть давно уже и в сердце Берлина, островком посреди путей, препятствует какому бы то ни было новому использованию здания, сохранившему и на 130 году все основные конструкции в целости; железная дорога предполагает пожертвовать его новому депо высокоскоростных поездов.
Использованы изображения, любезно предоставленные Винфридом Вольффом и Клаусом Хамшером.
Оригинальная статья: 6 циркулей Восточной дороги: №6, Берлин-Руммельсбург.