В ноябре 2010 года на лейпцигской реставрационно-строительной
выставке с работами по «Пёстрому ряду» познакомилась фирма «Кейм»,
знаменитая своими фасадными красками: с 1878 года в баварском Дидорфе
варят сочные (и прочные) силикатные колеры на жидком калийном стекле. Делала она это и в 1912 году, для первенца «цветностроя»,
делала и в 1921 году, когда строил свои дома Шарун: резонно
предположить, что яркие штукатурки на Элеваторной улице — именно их рук
дело. Интерес непраздный: в отсутствие авторских спецификаций,
воспоминаний строительных лет, цветных фотографий (известно, что были — неведомо, сохранились ли, и где), пусть даже кассовых ордеров («поставлено в Инстербург пигментов, да к ним подосновы вдвое») — как иначе выйти на первоначальную цветность?
Краски — товар ходовой, их и заказывал не архитектор, подрядчик, и
впрок, а потом перекрашивал… вот только в Инстербурге ни мода, ни время
обновиться не успели, а в Черняховске не бывало подходящих красок —
редко где в Европе сохранилось девяностолетней давности оригинальных
покрасок со штукатурками, а тут есть, пусть и потускнели!
Фирма «Кейм» взялись исследовать пигменты и носители.
Под Новый год в лаборатории доктора Руппа закипела работа.
Строки отчёта: «7 образцов различной пигментации, гигроскопичные
пылевидные, частично сильно загипсованные. Спектрально и реактивами
определяются как силикатные краски. По причине древности установить
марку, «Кейм»-»Пуркристаллат» или иную, не является более возможным».
Был ли это «Силин»?… или «Беек»?… Бруно Таут брал «Кейм»; Винфрид Бренне, Таута реставрировавший — тоже, а потому более чем резонно и у Шаруна видеть тот же тон!
Лаборатории, с учётом обычного старения, вымывания и выцветания, воссоздали некоторые первоначальные колеры; не все, но и по ним можно определить общее направление.
Более точно и тщательно особенности силикатных красок представит специальная лекция, намеченная на конец июля, в завершение реставрационных практик: следите за новостями!
Оригинальная статья: Возвращение в цвете.