Бакалаврский проект Ольги Улановской в мюнхенском семинаре 2011 года, представленный на итоговой конференции замка Инстербург: концепция переиспользования и оформления дач и садоводств.
Природа Черняховска большей частью сохранилась неизменной, её держат реки, Инструч, Преголя и Анграпа; протекая сквозь город и пригород, они соединяют пространство и время.
Город двуедин, по улицам стоят вперемешку постройки времён социализма и постройки Восточной Пруссии; сегодня, после завершения социалистического строительства, город вновь вступил в иную эпоху. В минувшем веке характер города менялся кардинально и неоднократно, и даже непостижимо для самих жителей. В наши дни всё большее их количество обращается к истории, пытается разобраться с ней и понять неповторимость своего города.
Характер рукотворного ландшафта
Люди немало приложили усилий, чтобы превратить Восточную Пруссию в пригодное к жизни место, и оставили свой отпечаток на её ландшафте. Социалистическое сельское хозяйство, с его совхозами и колхозами, игнорировало эти системы, так что они пришли в упадок. С 1991 годом и сами колхозы с совхозами отошли в прошлое, немало полей сейчас пустует, а большая часть сельскохозяйственных товаров — завозятся извне. Сегодня сельское хозяйство области недоразвито, и о сознательно рукотворном ландшафте наших дней говорить не приходится.
В сегодняшней России немалую роль уже давно играет частное садоводство: огороды селян и дачи горожан. Произрастающее в огородах едят сами, избытки — продают, но есть и такие, кто выращивает и исключительно на рынок, хотя бы и в малых количествах. Больше половины зелени и картофеля в стране обеспечивают такие частные огороды. У дач есть свой неповторимый характер, пусть бы этого и не знали их обитатели.
до 1917
крестьнское хозяйство
около 1917-1991
частный огород совхозника или колхозника
частный огород рабочего или служащего
дача, садоводство городанина
Земля в СССР была государственной, сельское хозяйство велось в колхозах и совхозах, но и гражданам предоставлялись отдельные участки. На этих землях частники растили овощи, фрукты, картофель, а также вино или другие культуры. Некоторые держали скот. Выращенное поступало на базары, что позволяло иным жить на более широкую ногу. Всё же, частнособственническое производство и распространение не сочетались с социалистическим хозяйствованием, а оттого ограничивалось, в разные эпохи по разному. Несмотря на это, многим эти садики были местом относительного самостоятельного существования посреди реально-социалистического окружения. Дачи были во все времена популярны для отдыха. По окраинам городов вырастали целые дачные поселения; многим, кого за город гнал дефицит квартир, дачи на долгие годы стали приютом.
после 1991
частный сельский огород
частный городской огород
дача: городской частный садик
Приватизация 1991 породила весьма хаотические структуры землепользования, многие площади и вовсе вышли из правильного сельскохозяйственного оборота, и на них разместили немало дачных участков — без плана и масштаба. Советские садоводства и дачи сохранились, а большинство колхозов с совхозами распались. Отмечается сильная миграция населения из сельских местностей в города, но частные садики, на селе и в пригородах, этой судьбы избежали. Они не только и далее обрабатываются, но и служат рекреации: по опросу АПН в 2009 году, 85% жителей России отпуск свой проводят не где-нибудь, а на даче. Лишь 14% выезжают на курорты, в том числе зарубежные; требования к даче как месту отдыха, таким образом, растут. Если раньше нужда заставляла разбивать сады и огороды, ради их плодов, то сейчас этим использование не ограничивается, участки без построек на них теряют в популярности и забрасываются. Если сейчас на дачных участках, то, в первую очередь, для себя; в продажу идут, если у кого возникают, лишь избытки. Многие сады служат лишь красоте.
Посёлки с садами весьма популярны, и многими противопоставляются
жизни в городе, где транспорт, шум и дым. Некоторые из посёлков занимают
места восточнопрусских аналогов или поместий.
С городом соединяются главными дорогами и общественным транспортом.
Схема застройки совпадает с деревнями уличногно типа: участки узкой
стороной обращены к улице, длинной — к соседям; дома главным фасадом на
улицу. Участки около 2000 м2.
Дорожная сеть посёлков зачастую обширна, и столь же неупорядочена.
Инфраструктура посёлков слаба (особенно в областях переработки и
продажи, снабжения, отдыха и спорта), места общественной активности
отсутствуют.
Дачи горожан находятся в садоводствах, «скрыто», на периферии города.
Дорожная инфраструктура либо отсутствует, либо рудиментарна; общей
инфраструктуры и социальных центров нет. Парцелляция геометрическая
чёткая; на некоторых участках располагаются домики, сараи для инвентаря.
Участки в среднем по 600 м2, в садоводствах их бывает по 400-500 штук.
Дачные образования этого типа сегодня переживают упадок: частью из-за
миграции населения в другие города, утрате интересе горожан к
собственным посадкам и росту их требований. Наибольшим предпочтением
пользуются легкодоступные садоводства.
Дачам как типу чуть менее 100 лет; некогда они были важны для снабжения, отдыха, поэзии, свободы или самоосуществления. Их потенциал сегодня скрыт; молодое поколение предпочитает переезд в другие города малокомфортабельным занятиям на где-то на задворках своего собственного города.
Дачные ландшафты следует лучше связать с городом, не только автодорогами, но и пешими тропами и велодорожками, с тем чтобы ими пользовались как владельцы дач, так и простые горожане: им всем так раскроется пригород. Прибыв в посёлок, посетитель по лучевым дорожкам выйдет или выедет в поля и луга. Важно создать социальные центры и рынки в каждом посёлке — они упрочат самостоятельность посёлка, обеспечат торговлю площадями и дадут место проведению различных мероприятий.
Аллеи деревьев соединят посёлки с системой общественных пространств города: городскими парками, долиной реки; закрытые для автомашин дороги начинаются как парковые дорожки. Дополнительно проложены аллеи к достопримечательностям края.
Существующие жилые поселения приобретают иерархию улиц, ориентацию и чёткость благодаря посадкам деревьев в аллеи на главных улицах. Их различное решение в отдельных участках отвечает различающемуся характеру построек и элементов.
В садоводствах, поселениях меньшего масштаба, главные проходы разметят кустарники. Здесь также образуется единство решения, не смотря на различие и пёстроту использованных элементов.
Рынки позволяют непосредственно торговать своим урожаем, без перекупщиков и переплат. Рыночные площади можно разнообразно использовать, к примеру, для представлений. Рынок или торг — центр в посёлки и геометрический, и социальный.
около 1930
Нынешний дачный район на севере Черняховска расположен на приметном месте, развилке Преголи и Инструча. В восточнопрусские годы тут пролегал луговой пояс пастбищ. Водоотводный канал собирал влагу с возвышенности и спускал её в реку.
около 2000
Годы возникновения советского дачного массива неизвестны; ещё в 2000
г. он функционировал по первоначальному плану. Несколько нешироких
грунтовых дорог образовывали его основную схему; вдоль стояли садовые
участки, торцом к дороге, 450-700 м2 площадью. Почти все из них как-либо застроены: дачками, сараями и т.п.
Новым элементом пейзажа стал сосновый лесок, отграничивший дачи от дороги.
2011
Сегодня посёлок пребывает в серьёзном упадке: ухода за участками
почти что и нет, всё заросло. Новые растения заполняют территорию;
полезные насаждения, как топинамбур или плодовые деревья, самосевкой
занимают места; следы от дорожек теряются в зарослях в человеческий
рост.
Бывшие сады и огороды остаются в памяти затерянными, покинутыми местами.
Что человек раньше вводил в узкие рамки заборов, теперь вырвалось на
свободу, как будто единовременно оставленное прежними садовниками.
Дорожки стали тропами, а садики — химерами.
Аллея соединяет посёлок с городом. У рынка стройный ряд рассыпается, открывая вид на торжище.
Главные дороги обсаживаются кустарниками, придают всему организованность
и облегчают ориентирование. К публичным садам они раскрыты, словно
приглашая посетителя зайти и туда.
Публичные сады засажены плодовыми деревьями.
Велопешеходная дорожка по берегу реки соединяет посёлок с городом. Линии проездов прежнего садового посёлка возобновляются: участки выстраиваются короткими сторонами вдоль по параллельным проходам. Два из получающихся рядов участков получают выходы на обе стороны, другие — лишь на одну. Связь с автодорожной сетью — через продолженные к дороге главные проходы посёлка. С другим берегом и посёлками на нём соединением служат два моста и прогляды.
Рынок — центр и партер посёлка, здесь торгуют всем выращенным на своих участках. Он и другие площади, береговые променады, составляют костяк посёлка, служат общению и встречам, повышают вариативность использования.У проезжей дороги устраивается автостоянка, променад от неё ведёт непосредственно к рынку.
В «двусторонних» группах участков устраиваются сады — луга с фруктовыми деревьями, ягодные кусты, цветники — для общей пользы. Они служат в первую очередь тем соседям, у кого своей дачи нет, но также и всем остальным. Экстенсивные поля служат игре, отдыху, встречам.
Участки могут соединяться в группы, образуя так называемые хозяйства, работающие, в основном, на продажу. Они вырастают с годами из уже существующих форм мелкооптового производста и продаж. Часть из них займётся также и переработкой, с тем, чтобы и другие садоводы могли бы на месте перерабатывать своё сырьё.
Частными садами становятся существующие дачные формы. Дома на участках допускаются, но не обязательны. Со своими посадками садоводы справляются сами.
Что заставило покинуть сады? Кто огородничал тут и где он сейчас?
Покинул город? Постарел и не может более ухаживать за садом? Нужны ли
такие сады сегодня?
Нынешнее состояние садоводств объяснимо общими процессами: многие жители
Калининградкой области, и, в первую очередь, молодёжь, переселяются в
крупные города — Калининград, С.-Петербург, Москву, а старики более не
могут пользоваться садоводческими участками, где нет ни проезда, ни
подвоза, ни инфраструктуры.
Заготовка в собственном саду или огороде не играет более значимой роли,
всё нужное продаётся в ближайшем супермаркете или на рынке.
В то же время, дача определённо не вышла из моды; черняховские дачи
весьма популярны, некоторые участки строятся именно в наши дни. Те
многие, кто не может позволить себе выезжать в отпуск, проводят его —
на дачах.
Иными словами, изменились требования людей к дачам; дача должна быть чем-то много большим, нежели просто кормящим огородом.
Проект учитывает интересы различных пользовательских групп: посетителей-горожан, садоводов (как жителей участков, так и тех, кто лишь проводит на них своё свободное время), хозяйства.
Соседи и жители других частей города могут не только закупаться на
дачном рынке, рыбачить, заниматься спортом или наслаждаться природой, но
и посещать общественные сады, собирать там фрукты.
Садоводы могут на рынке покупать товары соседских хозяйств или садов, а
также торговать своими излишками. Возникает цикл купли-продажи.
Хозяйства предлагают на рынке свои услуги по переработке,
воспользоваться которыми могут и внешние стороны. Возникает цикл
сотрудничества.
Пчёлы пользуются растениями в садах; рынок торгует их мёдом.
Избыточная биомасса садов (трава, состриженная с газонов и т.д.) может стать топливом для перерабатывающих машин.
место встреч — отдых — велосипедные дорожки — спорт — рыбалка — пастбище
общественный сад — хозяйство, производство и переработка — рынок — частный сад — частный сад.
Вид на канал с общественным садом
Вид на рынок с павильоном; на заднем плане сосновый лесок
Как и в Германии, так и в России дачно-садоводческая история начинается в раннем 20 веке.
И там, и там огороды должны были обеспечить снабжение населения
продовольствием, но размах проблем, которые те были призваны решать, в
России был после Второй Мировой войны несравненно выше. Из-за отсутствия
жилья, люди даже жили на дачах постоянно — в Германии садоводства
остались лишь местом проведения свободного времени.
Каково положение дел сегодня? Германские садоводства живут под жёсткими
правилами соответствующих товариществ: предписывается, какой процент
территории участка может быть занять грядками, клумбами, или застройкой,
как должны выглядеть заборы и так далее. Личные идеи и возможности
садовода зажимаются — в России ситуация совершенно противоположная.
Владельцы дач находят использование всему, мастерят заборы и парники из
того, что другие бы выкинули. Более состоятельные из них, напротив,
используют только новейшие и, по их мнению, наикрасивейшие материалы,
так то общая картина садоводств получается очень пёстрой. Таким образом,
обеим сторонам есть чему поучиться друг у друга. Разнообразие садов,
каждый по собственному вкусу своего пользователя, вместе с единообразием
общественных и полуобщественных пространств (дорожек и т.п.),
даст уравновешенный цельный результат. Немецкие требования по
экологичности посадок были бы серьёзным подспорьем для дачных посёлков в
России.
Черняховские дачи образуют неотъемлемую часть характера этих мест,
пусть бы это сегодняшняя утрата качественности и не давала горожанам
ощутить это. Дачи были и остаются важными объектами на карте, но с
переменами в обществе должны меняться и они. Проектное предложение
пытается найти ответ на вопрос, какой же будет завтрашняя дача.
Спроектированный дачный посёлок должен служить как можно более широким
кругам населения, быть привлекательным и открытым: здесь можно многое,
здесь интересные площади. Посёлок соединяет город с пригородом,
горожанину тут (вновь) откроется село и может возникнуть тяга к
нему. На рубеже 19 и 20 веков у крестьян не было возможности,
последовать своему предпринимательскому духу; в советское время,
невзирая на строгие запреты, некоторые это, всё же, попробовали — и были
успешны; сегодня дача опять может стать движущей силой села. Из частных
хозяйств произрастают малые предприятия — процесс долгий и не
поддающийся указаниям — но мы можем его подтолкнуть, создав уже сегодня
дачные ландшафты, обогащённые новыми площадями, новыми элементами среды,
новым разнообразием использования. Так дачные посёлки станут
притягательны для горожан.
Оригинальная статья: ДАЧландшафты.