Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест (ICOMOS),
санкт-петербургское региональное отделение
обращается с открытым письмом в адрес Калининградской областной Службы охраны памятников, в Берлинское управление охраны памятников и ко всем заинтересованным сторонам. Выделение в тексте — «инстерГОДа».
Госпоже Ларисе Николаевне Копцевой,
руководителю Службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области,
Госпоже Зигрид Кайзер,
руководителю Верховного управления охраны памятников Берлина,
Всем заинтересованным сторонам
Санкт-Петербургское отделение ИКОМОС, заслушав на заседании 03.04.2012 сообщение М.С.Штиглиц о сохранившемся в комплексе сооружений вокзала г. Черняховска здании циркульного депо на 15 локомотивных стойл, с купольным перекрытием системы выдающегося инженера, верховного строителя Пруссии Иоганна Вильгельма Шведлера, обращается ко всем заинтересованным сторонам с призывом обеспечить должное внимание, охрану и придание новых, современных функций выдающемуся памятнику европейского инженерного наследия.
Указанное здание циркульного депо вошло в комплекс вокзальных сооружений г. Инстербурга (ныне Черняховск Калининградской области) в середине 1870-х гг. по адаптированному типовому проекту Королевской комиссии Восточной железной дороги. Узловое депо Инстербурга пропускало весь транспортный поток из С.-Петербурга в Берлин и Париж. Подобных сооружений, имеющих купольное покрытие системы Шведлера, осталось несколько — два в Германии (Берлин) и три в Польше (Пила, Быдгощ, Тчев) — по прежней трассе Восточной железной дороги. В композиционном и конструктивном отношениях эти постройки относятся к одной типологической группе; они отражают важный этап в развитии современной строительной техники и архитектурных форм. Оболочечный купол системы Шведлера, с его меридиональными, широтными и диагональными связями, был предшественником распространившихся позднее пространственных покрытий залов больших диаметров.
В России из железнодорожных сооружений подобного рода сохранилось единственное, в г. Черняховске. Как и прочие депо такого типа в Германии и в Польше, оно в настоящее время не используются по первоначальному назначению. Будучи выведенным из железнодорожного оборота, сооружение постепенно приходит в упадок. Остается невостребованным историко-культурный потенциал, заключающийся как в исключительных в своём роде конструкциях, их целостной сохранности, исторической ценности, так и в расположении памятника по отношению к трем государствам-соседям.
На конференции «инстерГОДа», проходившей 10.10.2011 г. в Черняховске, уже обсуждался вопрос о будущем объектов культурного наследия — циркульных депо; гражданские и профессиональные группы трёх стран, опекающие на общественных началах эти постройки, 08.10.2011 г. договорились в г. Пила согласовывать свои усилия. Берлинская палата инженеров-строителей обратилась в ноябре 2011 г. в руководящие органы охраны памятников Берлина, предлагая внести два последних оставшихся образца подобных циркульных депо в Список Европейского культурного наследия.
Считаем необходимым, со своей стороны, поддержать трансграничные инициативы по сохранению исключительных памятников европейского транспорта и техники, и рекомендовать комплекс шести сохранившихся объектов культурного наследия, памятников инженерного искусства — зданий локомотивных депо в городах Черняховск, Тчев, Быдгощ, Пила и Берлин для включения в соответствующие реестры в качестве общеевропейского историко-культурного наследия.
Имеющее несколько отличную систему перекрытий циркульное депо Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге было в минувшие годы спасено и превращено в офисный центр; некогда именно сюда прибывали поезда Берлин—Инстербург—Эйдкунен—Петербург. В такой же защите нуждаются и прочие упомянутые постройки.
С уважением,
Председатель ИКОМОС СПб С.Б. Горбатенко
Оригинальная статья: Купола, объединяйтесь!