Пятница, 11 мая 2012 21:48

Парк-кладбище в Черняховске: новая страница истории

Парк-кладбище в Черняховске: новая страница историиДоклад Евгении Павловны Петрашень и Анастасии Сергеевны Ереминой на конференции «Жизнь исторических садов и парков в современных условиях», 26 апреля 2012 года в С.-Петербурге, в рамках международной специализированной выставки благоустройства, ландшафтного дизайна, цветоводства и флористики «Садово-парковый дизайн. Город и цветы».

Доклад Евгении Павловны Петрашень и Анастасии Сергеевны Ереминой на конференции «Жизнь исторических садов и парков в современных условиях», 26 апреля 2012 года в С.-Петербурге, в рамках международной специализированной выставки благоустройства, ландшафтного дизайна, цветоводства и флористики «Садово-парковый дизайн. Город и цветы».

Уникальная система садов и парков, почти превратившая древний восточно-прусский город Инстербург, современный Черняховск, в настоящий город-сад — заслуга обер-бургомистра города начала ХХ века доктора Розенкранца и главы учреждённой им в 1917 году Дирекции садов и парков — Хуго Кауфмана.

(бургомистр Отто Розенкранц; Хуго Кауфман в своём рабочем кабинете, с проектом реконструкции городского парка)

В начале ХХ века Инстербург уже располагал значительными озеленёнными пространствами, однако именно Кауфман сумел объединить их в целостный с художественной и функциональной точки зрения комплекс.

(старый парк до реконструкции; план города)

Мастерство Кауфмана как ландшафтного архитектора можно оценить не только благодаря частично сохранившимся паркам и структуре озеленения Черняховска, но и благодаря его собственным публикациям. Недавно найденный проект Нового кладбища Инстербурга в «Газете германских садоводов Мёллера» («Möllers Deutsche Gärtner-Zeitung», Выпуск 27-1919, с.212), показывает, что оно занимает особое место в творчестве Кауфмана.

(проектная аксонометрия кладбища, осуществлена частично)

Новое кладбище Инстербурга принадлежит к типу парков-кладбищ, сложившемуся в Европе к концу ХIХ века. Такие кладбища свидетельствуют о новом поиске примирения между жизнью и смертью через образы рая, которые должны смягчить близким усопших боль утраты.

(план кладбища, осуществлён частично)

Работы по созданию нового главного городского кладбища Инстербурга на восточной окраине города между дорогой на Камсвикен (ныне ул. Гагарина) и крутым берегом старого русла реки начались в 1919 г. Рядом с ним Кауфман обустроил хозяйство с питомниками деревьев, летних цветов и многолетних растений, мастерскими, хозяйственными постройками и жильем для работников (1923).

(старое русло Анграпы, северная граница кладбища; улица Гагарина — южная, по другую сторону дороги — «Пёстрый ряд«)

(западная граница, бывший питомник; восточная граница — дорога к дачному посёлку)

Композиция ансамбля строится на сочетании регулярных и пейзажных приёмов в оригинальной манере автора. В описании проекта Кауфман уделяет внимание как обоснованию необходимости создания нового кладбища и обустройству рядом с ним садового хозяйства, так и его планировочному и художественному решению. В статье мы находим важные свидетельства о взглядах Кауфмана: «Вместе с мастерской камнерез получит выставочный садик, в котором он сможет достойно представить образцы надгробных памятников. Устройство такого садика полезно для просвещения публики путем показа действительно хороших памятников…» (курсив наш). Размещение захоронений в проекте Кауфмана подчинено композиции таким образом, что более дорогие и, следовательно, качественно выполненные из них занимают значимые в в художественном отношении участки вдоль главной оси, «…захоронения, отличающиеся особым скульптурным и ландшафтным искусством» размещались вдоль пейзажных дорожек в окружающей территорию лесополосе, в то время как ряды дешёвых могил «… не должны, как на некоторых кладбищах, представлять собой целые поля могил, – ландшафтные посадки разобьют их на меньшие участки».

(проектные виды: усыпальница по оси одной из главных дорожек, захоронение урн с видом на Вороний лесок, главный въезд с видом на часовню, захоронения у главных дорожек, лесные захоронения, лесные захоронения с живыми изгородями)

Большое значение в композиции парка-кладбища в Инстербурге приобрели виды на просторы полей, открывающиеся с обрыва высотой более двадцати метров: «Позади часовни запроектирован колумбарий, с видом на Анграпу и Вороний лесок. По сторонам планируемого здесь фонтана справа и слева предусмотрены скамейки для отдыха, также с прекрасным видом на окрестности». Эти панорамы служат и завершениями перспектив продольных аллей, что производит ошеломляющее впечатление перехода из тесноты жизни (замкнутость аллеи) в бесконечность.

Как ни странно, мастер-садовник Кауфман ничего не пишет о запланированных посадках, и только тщательное обследование остатков разорённого в советские годы кладбища позволило понять его ландшафтное решение.

В настоящее время планировка парка-кладбища отчетливо прослеживается лишь в его центральной части. Из-за отсутствия ухода парк сильно зарос кустарником и подростом, многие ценные деревья утрачены или находятся в плохом состоянии. Однако, несмотря на утраты, торжественным залом со свечами или колоннами — пирамидальными дубами — выглядит поляна вдоль центральной оси, перпендикулярные аллеи создают яркий контраст посадками кленов шаровидной формы. По периметру полян сохранились фрагменты когда-то стриженых изгородей из граба, теперь вытянувшиеся до полного размера взрослых деревьев.

(карта местности, бывший дом служителей, главные въезд и аллея)

Боковые продольные аллеи по обе стороны от главной оси расположенные по центру симметричных в плане полян оказались выполненными из разных пород деревьев — западная из бука европейского, а восточная — из берёзы.

(план обследования)

(центральная ось, пирамидальные дубы)

(западная ось, буки)

(восточная ось, берёзы)

(завершение перспективы…)

(овраг, обрыв, бывшая и будущая видовая площадка)

(завершение продольных аллей, просторы прилегающих полей)

(«…позади часовни запроектирован колумбарий, с видом на Анграпу и Вороний лесок. По сторонам планируемого здесь фонтана справа и слева предусмотрены скамейки для отдыха, также с прекрасным видом на окрестности…»)

Обнаруженные в ходе изучения особенности позволяют говорить о яркой самобытности творчества Кауфмана, значении парка-кладбища Инстербурга в истории ландшафтной архитектуры. Старожилы ещё помнят его во всём великолепии, ведь он остался нетронутым во время войны. Первые советские поселенцы Черняховска гуляли по этому кладбищу и восхищались его красотой. Сейчас кажется невероятным, как поднялась чья-то рука воевать с мёртвыми и варварски уничтожить кладбище, устроив в нём парк развлечений, сейчас уже исчезнувший.

(первоначальное и разграбленные захоронения, остатки могильных камней, вывоз их на хранение)

Подарить новую жизнь этому уникальному ландшафту — одна из целей масштабного архитектурно-краеведческого проекта «инстерГОД», реализуемого с 2010 года в Черняховске силами активных черняховцев при поддержке профессионалов и студентов — архитекторов, ландшафтных архитекторов, дизайнеров, инженеров и реставраторов России, Германии, Белоруссии, Татарстана, Эстонии и Польши. Парк-кладбище стал объектом особого внимания группы дизайнеров среды Факультета искусств СПбГУ. Сейчас в СПбГУ разрабатывается концепция создания поэтического парка Серебряного века на территории бывшего кладбища, ведь на нём покоилась и знаменитая инстербургская поэтесса начала ХХ века Фрида Юнг.

(надгробие Фриды Юнг, не сохранилось; портрет поэтессы)

Концепция предусматривает сохранение композиционной структуры ландшафта и исторической памяти места. Парк должен снова стать благоустроенным местом прогулок горожан и содействовать их просвещению, как хотел его автор. Тщательно отобранные стихи поэтов Серебряного века России и Восточной Пруссии наполнят парк атмосферой воспоминаний. Будут созданы памятники Инстербуржцам, покоившимся на этом кладбище, и поэтессе Фриде Юнг — на месте её утраченной могилы.

(образец кенотафа: кладбище погибших кладбищ в Гданьске)

(Платановый сад в Дармштадте, прототип для парка поэзии «Серебряного века»)

(варианты текстов в ландшафте: поиск образа продолжается…)

* * *

Где на каменных плитах тени,
Месяц в небе хрупок и юн,
Побродить по старым ступеням
Позовет меня Фрида Юнг.
По-осеннему воздух прозрачен,
От прудов разлился туман.
Отчего-то сегодня мрачен
архитектор герр Кауфман.
Все про них давно позабыли,
но по-прежнему помнишь ты:
стены замков, башни и шпили,
старый парк, каштаны, мосты.

В.Базуева, 2012 г.

Оригинальная статья: Парк-кладбище в Черняховске: новая страница истории.

Прочитано 2555 раз