Комплекс был возведен в 1835 году по проекту всемирно известного архитектора Шинкеля. Сначала это была первая перевоспитательная тюрьма в Европе, в которой к узникам относились более гуманно, нежели в других подобных учреждениях.
Жилой дом из красного кирпича когда-то был частью тюрьмы, созданной по проекту Карла Шинкеля. С 1965 года острог превратился в психиатрический госпиталь. Для многих черняховцев историческое здание лечебницы было местом работы, а Виктор Хайдин даже считает его домом.
ВИКТОР ХАЙДИН, ЖИТЕЛЬ ЧЕРНЯХОВСКА: «Я родился вначале при тюрьме, а потом стал в спецбольнице. Я не понял, что за реставрация, если они начали строительство какое-то непонятное, у них же там всё было за стенкой. Зачем им новое, или деньги некуда девать, я не знаю».
Около четверти миллиарда рублей из федеральной казны направлено на улучшение условий содержания пациентов. В этой сумме содержатся и расходы на новое оборудование. Так что выяснить, сколько именно потратят на саму реконструкцию, довольно сложно. Впрочем, персонал больницы интересует вопрос не денег, а качества.
НАТАЛЬЯ КЛИМЕНКО, ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛЕНИЕМ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ: «Самое печальное, что наш памятник обещают весь покрыть клинкерной плиткой, что приведёт к утрате исторического образа, против чего и выступаем».
Отделка фасадов вызывает недоумение медиков ещё и по соображениям безопасности. Они считают, что плитка на подкладке из каменной ваты держится непрочно, и может стать оружием в руках психически неуравновешенных людей. В больнице ко всему относятся чрезвычайно строго. Даже снимать здесь нельзя, дабы не раскрывать план здания и не способствовать побегу опасных пациентов. Архитектор Дмитрий Сухин – один из немногих, кто видел режимный объект изнутри.
ДМИТРИЙ СУХИН, АРХИТЕКТОР: «Теперь вся эта отделка, грамотно расположенная, уходит под шубу, зашивается каменной ватой и снаружи плиточкой, которая в какой-то слабой мере рисунком швов, как графикой на плоскости, намекает на то, что там что-то было. Простите, но это даже под приспособление подходит слабо».
В службе государственной охраны объектов культурного наследия ко всем претензиям относятся спокойно. Проект реконструкции прошёл государственную экспертизу несколько лет назад. Над ним работали профессионалы, на счету которых не один подобный объект.
ЛАРИСА КОПЦЕВА, ДИРЕКТОР СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: «Мы не вправе усомниться в решении экспертов. Никакие архитектурные элементы не теряются, они закрываются минеральной ватой, фасад утепляется, и сверху они имитируются. Т.е. воспринимаются зрительно. Это, конечно, абсурд, что больные люди будут отковыривать плитку, будут совершать какие-то действия этой плиткой. Это уже фантастика».
Больше чем за полтора века стены здания очень сильно пострадали. И проект реконструкции составлялся с учетом этого факта. Причем, на основных фасадах, которые видны всем, решено применить более дорогостоящие технологии. Возможно, потом местные жители поймут, что волновались зря. А медперсонал сосредоточится уже не на архитектурных вопросах, а на своих прямых обязанностях.