Без окон, без дверей. На стенах граффити. Так сегодня выглядит дом, в котором по пути в Висбаден в мае 1818 года скончался фельдмаршал Барклай де Толли. В советские годы здесь жили семьи фронтовиков. Отец Тамары Федотовны в январе 1945 года штурмовал Инстербург, после Победы семья Корсаковых из Брянской области в числе первых переселенцев обосновалась на отвоёванной земле. В посёлке Нагорное всего 3 дома, соседи знают, кто где живёт.
Тамара Шалайтийская, жительница поселка Нагорное:
— Продали наш дом, ну как так можно. Человек купил, у него денег много, а у нас денег нет. Это отец раненый был и, значит, он не заработал.
Тамара Федотовна пыталась доказать своё право на дом в суде. Но там не нашли ничего противозаконного. Фемида встала на сторону известного московского предпринимателя. И тогда проект восстановления исторической усадьбы был реализован практически полностью. В доме появилась небольшая экспозиция по истории этого места. Но в 2013 году Гагаринский суд Москвы приговорил собственника здания к 7 годам лишения свободы по делу о мошенничестве. Усадьба в Нагорном осталась без присмотра и пришла в запустение.
Виталий Хвалей, корреспондент:
— Собственник здания заменил все балки. Однако сегодня мы видим, что многие из них уже спилены.
Виктория Плосканич, главный архитектор МО Черняховский городской округ:
— Я думаю, там полностью нужно будет менять перекрытия, в том числе и несущие конструкции.
Прежде всего, предстоит определить нового собственника. Судебные приставы арестовали имущество обанкротившегося бизнесмена и начали процедуру реализации имущества.
Игорь Ерофеев, сотрудник администрации МО Черняховский городской округ:
— Помимо частных предпринимателей, могло бы это здание и государство купить. Теоретически мог бы купить и муниципалитет, и областное правительство.
Черняховцы убедились: связываться с предпринимателями в деле сохранения исторической памяти – дело очень ненадёжное. Другой пример — домик пастора в посёлке Веселовка, где, когда-то жил и работал Иммануил Кант. Немецкому философу повезло, а вот русскому полководцу Барклаю де Толли нет, пенсионерам из Нагорного тоже.
Виталий Хвалей, корреспондент:
— Рядом с заброшенной усадьбой в аварийных домах живут бабушки и одинокие женщины. Когда на это место обратят внимание, неизвестно. Поможем хотя бы наколоть дрова.