К 55-летию штурма Инстербурга.
М. Альтман, Н. Жмылев.
Фрагменты документальной повести, впервые опубликованной в газете «Коммунист» в 1970 году.
В 20.30 21 января начальник дивизионной радиостанции младший лейтенант Ещенко принял радиограмму по рации командующего 11-й армии Галицкого. После ее расшифровки выяснилось, что задача дивизии изменена. Ей приказывалось ударом на юг к исходу 22-го января овладеть городом Инстербургом.
Для выполнения этой задачи дивизии придавались 310-й танково-самоходный артиллерийский полк и 350-й танковый полк.
В полночь, обогнув с запада на юг погруженный во тьму Георгенбург (ныне пос.Маевка), разведчики вышли к берегу Инстера.
На пути они встретили бронетранспортер, три бортовых автомашины с живой силой и пушками на прицепе. На окраине пригорода, прислушиваясь к сдержанному говору немцев и к какому-то передвижению внутри самого Георгенбурга, приметили более крупное орудие, затянутое маскировочной сеткой.
В 22.30 полки начали продвижение на Инстербург, имевший большое военное значение. Ведь в этом районе проходила вторая полоса обороны немцев – укрепрайон под названием «Ильменхорст».
Около часа ночи подошли к месту, определенному приказом командира полка – к арочному мосту через Инстер. В это время батальон майора Васильева с северо-запада Инстербурга через реку Ангерапп двигался в район городской бойни.
Часовых у первого моста бесшумно снять не удалось, завязался короткий бой. Под прикрытием батальона саперы – старший сержант Осипов и командир отделения сержант Ганищев – быстро разгадали систему и обезвредили ее, перерезав при этом 14 проводов и сняв около трехсот килограммов взрывчатки.
До этого батальоны 51-го и 53-го полков ударом с запада и северо-востока овладели Георгенбургом, уничтожив до 150 немцев, 8 самоходных орудий и взяв в плен 1250 солдат и офицеров.
Операция по захвату второго моста была удачнее. Группа автоматчиков и саперов из батальона Васильева, сняв охрану, быстро разминировала его, подготовив к проходу передовых частей.
Как и было приказано, передовой отряд с частью пехоты 53-го полка со стороны бойни (по нынешней ул.Льва Толстого) первым ворвался в Инстербург. Следом за ним по шоссе со стороны пригородного поселка Шприндт подоспел танковый полк Кудрявцева. Через некоторое время к северной окраине города подтянулись и стрелковые батальоны полков Прикладышева и Павлова.
Завязались уличные бои…
Значительная часть машин полка Кудрявцева, прорвавшись к небольшой площади перед зданием нынешнего городского театра, остановилась на короткую передышку. Сзади и слева пылали дома, загоревшиеся в ходе боя. Командир роты капитан Конаков подозвал водителя одного из танков:
– Что горит, то уж не спасти. Да и не пожарники мы. Но вот этот дворец, по всему видать театр, надо от огня, разрушений… как-никак – учреждение культуры. Поставь свою машину вон под те деревья и, если какой фашист сунется, бей прямой наводкой…
В это время подскочил на мотоцикле связной от командира полка.
– На станции и поблизости засели немцы… Подполковник приказал поддержать пехоту огнем и гусеницами!
– Передай, будет исполнено, – привычно-спокойно пробасил Конаков и, отыскав глазами группу офицеров, крикнул: – Лейтенант Соллогуб… ко мне!
А через несколько минут «тридцатьчетверки» под командованием Соллогуба крушили ошалевших от ужаса гитлеровцев.
Имея большое численное преимущество, немцы еще пытались оказать сопротивление. Неожиданное появление русских с тыла на какое-то время их деморализовало, но, оправившись от шока, они засели по дворам, подвалам и чердакам опустевших домов, держа под обстрелом узкие улицы и подступы к площадям. Часть подразделений устремилась к шоссе на Кенигсберг…
Мрачно и зловеще выглядел в эту ночь Инстербург. Выгнав из него жителей, гитлеровцы в бессильной ярости поджигали все, что могло гореть, пытаясь хоть так задержать русские войска.
Массивные афишные тумбы на всех перекрестках города были оклеены огромными обращениями гитлеровского гауляйтера Восточной Пруссии Коха, в которых он хвастливо уверял своих земляков, что «красным» не воевать в пределах Германии.
Между тем наши войска брали дом за домом, квартал за кварталом.
…От бесчисленных разрывов снарядов, бомб и гранат Инстербург содрогался, с шумом обрушивались на мостовые стены пылающих домов. К сумрачному небу тянулись огромные столбы дыма. Особенно жарко и душно было в западной части города, превращенной контратакой артиллерии противника в сплошную груду развалин. Но и здесь намечалось продвижение вперед. Город был взят.
Весь день 22 января прошел в ожесточенных стычках (их следы и поныне хранят некоторые дома бывшего Инстербурга). К двум часам центр города был полностью очищен. 51-й и 53-й полки вышли на западную и юго-восточную окраины города, выполнив, таким образом, приказ командования. Сопротивлялись только подразделения, засевшие в районе железнодорожного узла. Однако и они недолго продержались.
Гитлеровцы стремились во что бы то ни стало вернуть город, восстановить коммуникации Кенигсбергско-Гумбинненского района и усилить Инстербургский гарнизон отступающей Гумбинненской группировкой. Противник силой до 50 танков и двух батальонов пехоты снова обрушился на Инстербург, неоднократно атаковал боевые порядки дивизии Карижского.
В результате артобстрела был взорван газгольдер на газовом заводе у моста через Ангерапп, разрушено и загорелось много домов в центре города, и особенно в его западном районе. Только к исходу дня, обойдя правый фланг немцев вдоль линии железной дороги, 53-й полк вынудил их отступить на запад, за нынешний поселок Новая Деревня.
Таким образом, дивизия не только захватила город Инстербург, но и закрепила успех, отбив все попытки гитлеровцев взять его обратно.
Взятие Инстербурга было завершено. В итоге двухдневных боев были полностью разгромлены части 1-й Восточно-Прусской и 5-й танковой дивизий. Одними только убитыми и ранеными противник потерял до 2050 солдат и офицеров. Огромными также оказались его потери в технике и боеприпасах. Уничтожено: 47 пулеметов, 19 минометов и 33 орудия разного калибра, 90 винтовок, 60 автоматов, 18 танков, 13 самоходных установок и 9 бронетранспортеров. За это же время дивизией захвачено 2000 пленных, в качестве трофеев 33 пулемета, 45 минометов, 47 орудий, 6 самоходок с боеприпасами, 15 подфуражных и вещевых складов, два железнодорожных состава с различными грузами.
Взятие Инстербурга, хотя и явилось небольшим эпизодом в цепи исторических побед, одержанных доблестной Советской Армией над фашистской Германией, имеет определенное значение как операция, талантливо продуманная командирами и храбро проведенная воинами 18-й гвардейской дивизии.
22 января 1945 года в 19 часов столица нашей Родины Москва от имени Родины салютовала доблестным войскам 3-го Белорусского фронта, овладевшим городом и крепостью Инстербург, двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.