Саша Артамонова вспоминает в журнале «Королевские ворота» о приезде в Черняховск профессора Смольного института свободных наук и искусств, руководителя сектора истории и теории изобразительного искусства и архитектуры Российского института истории искусств РАН Ивана Дмитриевича Чечота, и об экскурсии, что он провёл по городу вместе с несколькими студентами, несколькими черняховцами, калининградцами — и одним инстербуржцем, профессором Юргеном Венцелем, ныне живущем в Берлине, но приехавшим в город с женой и сыном, чтобы отметить свой юбилей и участвовать, лекцией и советом, в ландшафтном семинаре «Бельтайн».
Путь их лежал на дальнюю окраину города, в «Пёстрый ряд» Ганса Шаруна.
Дома эти действительно сохранились почти в неприкосновенности, как были построены в 1921—1924 гг.: первоначальная у них и штукатурка — где не успели сбить во имя пенопласта —, и оконные рамы — пластик и тут натворил чудес —, и черепица — пусть ей на пятки и наступает шиферный лист. Полнота находки впечатляет любого реставратора.
Видимо, она впечатлила и Сашу Артамонову: и она сделала «Пёстрый ряд» — «единственной практически полностью сохранившейся масштабной
шаруновской застройкой во всей Европе».
Позвольте! — а как же Берлин, его «Город Сименса», «Хоттенгрунд»,
«Форум искусств», наконец?; а как же Бремерхафен, Штуттгарт и другие?
«Дома
в квартале Шаруна стоят так, чтобы двор был немного приоткрыт и можно
было увидеть, что расположено за тем заборчиком»
— но дома «Пёстрого ряда» стоят сомкнутой волной, и во двор с улицы
разве через подвал пройдёшь, да и то только лишь оттого, что жители
забывают запереть.
Впрочем, оставим мелочи: их извиняет вдохновлённость — и новое слово, «чечотить».
Ну, например, что мы делали сегодня — с утра вы показывали кино, мы все вместе его смотрели и обсуждали, потом вы читали Гете, мы слушали и тоже обсуждали, потом ходили по городу, вы рассказывали про дома, а мы снова смотрели, слушали и говорили.
Чечотили, одним словом.»
Оригинальная статья: Каким был «Пестрый ряд» в Инстербурге?